ез помощи взрослых ребенку трудно выделить в окружающей жизни главное, выразить правильное отношение к событиям. Вместе с тем множество впечатлений детства остаются в его памяти на всю жизнь.
Иногда эти впечатления связаны с происходящими в то время социальными явлениями. Они формируют мироощущение ребенка. При этом родители — самый главный посредник между ребенком и окружающим миром. Ребенок как бы «заимствует» у них оценку событий.
Ребенок перенимает у родителей и основные нравственно-этические установки, в том числе и в таком вопросе, как любовь в Родине. И не получится воспитать из ребенка патриота, если сами родители равнодушны к своей стране.
Взрослея, ребенок может пересмотреть родительские установки, его взгляды могут измениться. Многие вещи исподволь направляют ребенка на осознание своей принадлежность к определенной нации, стране, культуре. Используйте их более сознательно, если хотите воспитать у ребенка любовь в Родине.
Родная речь.
С младенческих лет ребенок слышит родную речь; считается, что родной язык напрямую формирует некоторые качества характера человека (так называемый национальный характер).
Не секрет, что русский язык, в отличие от многих других языков, в своем богатстве содержит огромное количество эмоционально положительно окрашенных слов и словосочетаний, обозначающих место (край), где родился человек. Родная сторона, родная страна, родина, родина-матушка, родина-мать, мать-земля, отчизна, святое отечество…
От регулярного использования в речи эти сочетания стали устойчивыми клише, и ребенок поневоле воспримет их и переработает в общее всем носителям русского языка особое чувство к родной земле.
В процессе такого освоения важно, чтобы именно русский язык стал для ребенка родным. В этой связи великий русский педагог XIX века К. Д. Ушинский предостерегал от раннего изучения иностранных языков.
Сказки и фольклор.
Русские сказки, былины, потешки, колыбельные – это то, на чем растет каждый малыш. Фольклор поневоле формирует начала сознательной любви к своей стране, ведь его герои демонстрируют это качество весьма наглядно.
Сказки вызывают положительные эмоции у ребенка, учат сопереживанию, вере в добро. Ребенку постарше хорошо читать былины, это стимулирует интерес к истории и героям своей страны. После прочтения новой сказки следует обсудить ее с ребенком, чтобы направить в нужное русло его отношение к прочитанному.
Общение с природой.
Природа родного края входит в мир ребенка очень рано. Лес, река, поле постепенно оживают для него. Начиная ходить, ребенок, как правило, тянется идти по траве, в два года любит играть в зелени, в три года у него появляются любимые места для игр, тропинки в лесу, место для купания и рыбалки. Загадочный лес, всегда манящая речка делают место, в котором растет ребенок, родным, остающимся в памяти на всю жизнь.
Так природа выступает в роли воспитателя, знакомящего ребенка с Родиной. Задача родителей — помочь осмыслить чувства ребенка к малой родине, конкретизировать их.
Знакомство с историей.
Имеется в виду не знакомство с историей на уроках истории в школе или чтение книг (хотя это тоже важно), а живое общение с историческим прошлым своей страны.
В каждом, даже маленьком городке, есть старинные здания, музеи, памятники, места, известные какими-либо историческими событиями. Проходя мимо такого места, хорошо будет сказать несколько слов о нем. Еще лучше устроить экскурсию.
Если ребенок интересуется событиями в стране, нужно давать им оценку с точки зрения исторической перспективы.
Многое о прошлом могут рассказать старожилы, в городах часто бывают клубы исторической памяти.
Так постепенно рождается гордость за родной край. Приходит понимание, что твой город — часть большой страны.
Культурные традиции.
Система культурных традиций в историческом плане является предшественницей системы образования, поэтому избегнуть влияния культурных традиций невозможно.
Они начинаются с бытовых традиций каждой семьи. Кроме того, существует много возможностей обогащения культурных традиций:
- Семейные фотографии, рассказы о предках, о родословной семьи.
- Знакомство с общенациональными праздниками, участие в них.
- Участие в кружках народного пения, танцев, народных промыслов.
- Углубление знаний о национальной кухне.
- Знакомство с духовными традициями народа через изучение религии.
В каждой семье принято рассказывать о Великой Отечественной войне. Традиция чтить память героев, погибших за Отечество, живет в народе много веков. В каждой семье есть родственники, принимавшие участие в войне. Даже дошкольнику доступно знание в важнейшем дне в истории России – Дне Победы.
Рассказывая дошкольнику о войне, нужно быть аккуратным, — эмоции, возникающие от этих рассказов, не должны расстраивать нервную систему ребенка. Они положат начало патриотическому чувству.
Родители как члены общества. Труд.
Рано или поздно ребенок обнаружит, что его родители еще и члены общества. Обычно это происходит при знакомстве с профессией родителей. Военный или пекарь, врач или продавец, учитель или летчик, — каждая профессия подразумевает труд на благо окружающих людей, своей страны. Задачей родителей является сформировать у ребенка именно такое отношение к труду.
Для этого ребенок как можно раньше должен увидеть гражданское лицо своих родителей, осознать, как серьезно родители относятся к работе. Хорошо при этом объяснять ребенку простейшие производственные цепочки: как из пшеницы получается хлеб, как делают сталь, как пограничники охраняют Родину.
В 6-7 лет ребенку нужно давать поручения, касающиеся не только самообслуживания, но и пользы других людей. Очень важно, чтобы труд ребенка имел реальную пользу, и он получал удовольствие от сознания полезности своего дела.
«Все начинается с детства», — эта фраза как нельзя лучше подходит к вопросу воспитания гражданина своей страны. Родители, никогда не забывайте, что вы первыми открываете ребенку окно в мир, и великое чувство – быть гражданином России, зарождается именно в детстве.