К. Д. Ушинский об изучении иностранных языков

УшинскийСновыйегодня бытует мнение, что начинать обучение ребенка иностранному языку нужно как можно раньше.

Этому есть свои предпосылки:

    • Первые 3-4 года жизни ребенка – сензитивный период развития речи, поэтому слова и словоформы другого языка усваиваются им естественно, без усилий.
    • Ребенок легко улавливает мелодику языка, что позволяет избежать проблем с произношением.
  • Игровая деятельность в этом возрасте является основной деятельностью ребенка, в ней изучение языка происходит естественно и не вызывает негативной реакции.

Вместе с тем не все педагоги считают такую точку зрения правильной. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог XIX века, высказывался против изучения иностранных языков в раннем возрасте.

Многие знают, что в XIX веке среди образованной части общества было принято изучение французского языка чуть ли не с пеленок. Так что Ушинский знаком с проблемой не понаслышке. Чем же, по мнению Ушинского, может обернуться такое ранее изучение?

Только тем, что дитя вместе с языком впитает в себя французский или английский характер и по прихоти родителей, по глупым требованиям моды откажется навсегда от своей части в драгоценнейшем духовном наследии народа, от той части, которая одна только и усыновляла его родине и народу. Пусть он выучится потом по-русски, как должен бы выучиться иностранному языку, это никогда не изгладит в его душе первых колыбельных впечатлений.

Еще хуже, по мнению Ушинского, если ребенок начнет сразу говорить на нескольких языках. Ни один из них не станет для него родным, и поэтому слово – «великий наставник рода человеческого» — не окажет нужного влияния на развитие ребенка. А влияние это таково, что его невозможно заменить ничем.

Очевидно, Ушинский придает огромное значение родному языку потому, что он является той естественной средой, без которой формирование личности ребенка будет неполноценным.

Но это не значит, что педагог против изучения языков как такового, наоборот, оно необходимо любому образованному человеку.

Советы К. Д. Ушинского:

1. Целями изучения иностранного языка по степени важности для Ушинского являются: знакомство с литературой, упражнение ума, практическое владение языком. То есть свободное владение разговорной речью, по мнению педагога, всего лишь последняя, сопутствующая цель изучения языка.

2. Изучение иностранного языка должно начинаться только тогда, когда родной язык «пустил глубокие корни в природу дитяти». Установить точных границ тут нельзя, думается, что овладение так называемой природной грамотностью является ярким индикатором этого процесса.

3. Нельзя изучать одновременно несколько иностранных языков, только один за другим. Когда первый уже пустил хорошие корни в сознании ребенка, ребенок достаточно свободно владеет им, следует начинать изучение второго языка.

4. Изучение языка, коль скоро оно начато, должно происходить насколько возможно быстро. Во времена Ушинского тоже было принято выделять по два урока в неделю на иностранный язык, и педагог осуждает эту практику. «Не два и даже не четыре, а шесть, семь, восемь уроков в неделю должно быть назначено на первоначальное изучение иностранного языка, если мы хотим этим изучением достичь каких-нибудь положительных результатов, а не отнять бесполезно время у дитяти». Когда ребенок начнет уже что-то понимать в новом для него языке, читать какие-нибудь вещи сам, тогда изучение станет более приятным, и в это время можно начинать изучение второго языка, в первом лишь поддерживая и развивая уже приобретенные умения и знания.

5. Чем сильнее ребенок занимается изучением иностранного языка, тем больше усилий он должен приложить и для изучения родного языка. При первой же возможности нужно давать задания по переводу с иностранного языка на русский.

Изучение же родного языка в народной литературе, в народных песнях, в творениях народных писателей, в живой народной речи должно постоянно противодействовать чуждым элементам и претворять их в русский дух.

Цитаты по книге: Константин Ушинский, Елена Филиппова «Воспитать ребенка как?», Москва, 2014, издательство «АСТ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

девятнадцать − девятнадцать =