аждый знает, как нелегко добиться от детей послушания. Они противопоставляют требованиям взрослого свое «хочу-не хочу», «буду-не буду», капризничают, а иногда ведут себя просто вызывающе. Взрослые раздражаются, но вместо этого стоило бы задуматься – почему так?
Взрослые забывают: ребенок не машина, которая только воспринимает указания, а человек, имеющий собственную волю. У него так же, как и у взрослого, есть свой характер, свои настроения, свои желания.
Причины непослушания могут скрываться в следующем:
-
- Тот взрослый, которого нужно слушаться, для ребенка не авторитетен либо не вызывает симпатии. Непослушание может быть реакцией на психологическое давление со стороны взрослого. Кроме того, если взрослый сам не делает того, чего требует от ребенка, добиться послушания очень трудно.
-
- Ребенок импульсивен, чувства у него преобладают над разумом. Такие дети часто поступают нехорошо, потому что действуют по алгоритму «захотел – не подумал – сделал».
-
- Мыслительные функции ребенка своеобразны: они не сформированы еще до той степени зрелости, как у взрослого. Поэтому ребенок может не понять, чего от него требуют.
-
- У ребенка отсутствует достаточный жизненный опыт, поэтому он не умеет предвидеть результат отрицательного поступка.
- Багаж нравственных представлений ребенка тоже достаточно мал. Часто он просто не может оценить свое поведение с нравственной точки зрения и не видит в своих действиях ничего плохого.
Следует помнить, что механическое подчинение ребенка вашим требованиям не сформирует в нем чувство ответственности за свое поведение. А ведь именно этого и хочет добиться любой родитель: чтобы ребенок вел себя прилично не только в его присутствии, но в любой жизненной ситуации.
Антон Семенович Макаренко обращал внимание на то, что ребенок очень часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, при этом «он не попросит вас о помощи, потому что не умеет это сделать». Искусство воспитания – замечать такие ситуации и самим приходить ребенку на помощь.
И чем младше ребенок, тем больше он нуждается в помощи взрослых, но не навязчивой, а направляющей, развивающей сознание и нравственное чувство. Вызвать в ребенке желание выполнить указание старших – вот в чем заключается правильный подход к воспитанию послушания.
Как добиться этого, читайте в отдельной статье.