одители первоклассников часто сталкиваются с несобранностью, невнимательностью, неаккуратностью своих детей. По непонятной причине мы пропускаем слова в тексте, забываем тетрадки дома, не слушаем учителя на уроке. Бедный ребенок часами сидит над домашним заданием и все равно его не делает. Причем видно, что ребенок искренне старается быть хорошим, но у него не получается. Ни уговоры, ни наказания не помогают. Знакомая картина? Давайте разберемся, в чем же тут дело.
Степень организованности ребенка прямо зависит от сформированности так называемых волевых привычек. И, чтобы быть хорошо подготовленным к школе, формировать их надо в дошкольном возрасте.
Как только малыш начал понимать обращенную к нему речь, уже с полуторагодовалого возраста, следует просить его выполнить простенькое поручение (поставить на место игрушку, принести маме книгу и т. п.). Нужно обязательно благодарить малыша, если он хорошо выполнил просьбу. Если ребенок не реагирует на просьбу, ругать его не надо.
В педагогике принято выделять несколько групп волевых привычек, которые следует формировать в дошкольном возрасте.
Первая группа относится к гигиене. К школьному возрасту ребенок должен сам, без понуканий и напоминаний
- мыть руки: перед едой, после посещения туалета, заходя с улицы;
- чистить зубы по утрам и перед сном;
- быть аккуратным в пользовании столовыми приборами.
Это необходимый минимум, выполнения которого надо неукоснительно добиваться, не взирая ни на какие трудности. Почему?
Дело в том, что механизм воспитания волевого усилия запускается именно на таких «мелочах». В сознание ребенка постепенно закладывается восприятие волевого усилия как нормы психической деятельности.
Более сложные виды самостоятельной деятельности уже позволяют превратить волевую привычку в нечто естественное, не воспринимающееся как дополнительная нагрузка. Бытовые навыки, которые обязательно должны быть сформированы до школы:
- умение убирать игрушки;
- складывать одежду;
- убирать постель;
- накрывать на стол и убирать со стола (и другие посильные домашние дела).
Относительно бытовых навыков принцип тот же самый – выполнения этих действий следует добиваться неукоснительно.
Следующая группа волевых привычек касается культуры поведения, и это поистине бич современных детей. Кто не видел ребенка, в истерике требующего купить ему игрушку, несмотря на осуждение окружающих и ругань родителей? Или ребенка, без смущения перебивающего разговор взрослых людей?
Хорошим манерам сейчас почти не придают значения, а зря. Кроме прямой пользы они являются следующим шагом в воспитании волевых привычек. Ведь, чтобы не перебивать разговор взрослых, требуется умение сдержать себя, а это уже серьезное волевое усилие.
Рекомендуется добиваться от ребенка выполнения как минимум следующих норм воспитанности:
- умения вести себя за столом;
- здороваться, благодарить, прощаться;
- не перебивать разговор взрослых без разрешения;
- слушаться родителей и тех взрослых, на которых укажут родители, не перечить им.
Четвертая группа волевых привычек касается умственной работы. Считается нормальным, если к школьному возрасту ребенок умеет быть сосредоточенным на одном занятии в течение 10-15 минут.
Следует обращать внимание на то, есть ли у ребенка какие-либо устойчивые интересы. Это может быть все, что угодно: слушание музыки, лепка, рисование, чтение и так далее. Интересы ребенка могут меняться со временем. При этом в каждый конкретный момент времени вы должны знать точно, к чему сейчас проявляет интерес ребенок. Это значит, что интересы не могут меняться каждый день или раз в неделю.
Если родители замечают, что состояние волевых привычек ребенка оставляет желать лучшего, и ребенок придет к школе недостаточно подготовленным, ситуацию можно исправить. Здесь поможет знание методов воспитания волевых привычек.
- Начинать воспитание нужно с раннего возраста. Если вы видите, что возраст уже упущен, например, ребенок в 5 лет не моет руки самостоятельно, то пугаться не надо. Нужно начинать с того момента, который упущен, и постепенно вырабатывать нужные навыки.
- Необходимой мотивацией для ребенка должно стать желание заслужить одобрение взрослого. Поэтому хвалите ребенка даже за маленькую удачу, и не заостряйте внимание на неудачах (не получилось, ничего страшного, получится в другой раз).
- Добивайтесь неукоснительного выполнения необходимых требований. Исключений быть не должно.
- Действуйте вместе с ребенком, особенно на первых порах.
- Не превращайте процесс формирования волевой привычки в нечто тягостное и мучительное. Вырабатывайте легкое, веселое ощущение радостной необходимости.
- Будьте примером для ребенка – делайте сами то, чего желаете добиться от ребенка.