Задания по сольфеджио для учеников 2/II класса.
Урок 1 (неделя с 06.04.20 по 11.04.20). Повторение. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Интервалы в двухголосии.
Повторяем ритм четверть с точкой и восьмая. Напоминаю, что точка увеличивает длительность ноты на половину. Это значит, что четвертная нота удлиняется, и звучит еще и на следующую долю такта, а восьмая звучит в самом конце такта. Посмотрите на схему:
Восьмая в этой группе всегда пишется с флажком, не соединяется с другими восьмыми, чтобы было видно окончание доли такта. В сумме четверть с точкой и восьмая составляют половинную ноту.
Упражнение, которое вы сейчас сделаете, научит вас слышать этот ритм в музыке.
Задание 1. Слушайте каждую мелодию и сравнивайте ее звучание с записью. Найдите такты, в которых записаны ровные четверти, а звучат неровные четверть с точкой и восьмая. Запомните эти такты и исправьте ритм.
Обратите внимание, что в аудиопримерах сначала звучит настройка на тональность — тоническое трезвучие гармонически и мелодически.
Чтобы лучше слышать, пойте мелодию отдельно и вместе с проигрыванием.
Исправленные мелодии перепишите в тетрадь, сверху подпишите тональность и вид минора (если мелодия минорная).
Задание 2. Перед вами мелодия Моцарта. Это тема волшебных колокольчиков из оперы «Волшебная флейта». Мелодия записана двухголосно, в терцию. Определите тональность. Сыграйте тему так — правой рукой верхний голос, левой рукой нижний голос. Обратите внимание на ритм! Спойте верхний и нижний голос.
А теперь послушайте, как звучит эта музыка в оркестре. Какие инструменты вы слышите? У каких инструментов звучит мелодия, которую вы играли? Запишите ответы в нотную тетрадь так: «Тема волшебных колокольчиков в опере Моцарта «Волшебная флейта» звучит в тональности ………….. Она исполняется ………… инструментами. Мелодию в нотном примере играют …………»
Задание 3. Перед вами двухголосный пример. Спишите его в тетрадь. Сверху подпишите тональность. Снизу подпишите каждый интервал в двухголосии. Научитесь играть и петь этот пример так: нижний голос играть, а верхний петь. Обратите внимание, что нижний голос стоит на одной ноте, а верхний движется.
Когда добьетесь хорошего пения, запишите свое исполнение.
Это все. На проверку присылайте фотографию из нотной тетради и аудиофайл с пением.
Большое спасибо!