ктивная позиция женщины в обществе, детоцентризм современной семьи, растущий процент семей без отца делают проблему воспитания мальчиков сегодня особенно острой.
Человек не может быть счастлив, если его «биологическая программа» (на которой во многом основано и его место в обществе) не будет реализована. Поэтому в воспитании детей гендерным различиям необходимо уделять достаточное внимание.
Эти различия ярко проявляются уже в 2-3 года. В этом возрасте ребенок может четко сказать, кто он – мальчик или девочка. Гендерная устойчивость формируется с 4 до 7 лет. Дети осознают, что пол – это данность, со временем мальчики станут мужчинами, а девочки – женщинами.
Отличия мальчиков от девочек особенно заметны в детской игре. У детей разные интересы, разный стиль игры. Девочки предпочитают играть компактно, тихо, сосредоточенно. Мальчики шумны, их игры наполнены движением, криком, занимают большое пространство.
И здесь взрослые нередко допускают одну из распространенных ошибок воспитания. В основе таких ошибок лежат стереотипы сознания и восприятия, над которыми родители порой не задумываются.
О стереотипах в воспитании мальчиков
В шумных мальчишеских играх, их дружеских потасовках, «бессмысленной» беготне взрослые видят опасное поведение. Опасное и с точки зрения эмоциональной (проявление агрессии), и с точки зрения физической (высокая вероятность травмы). По мнению взрослых, игры должны быть более спокойными и благопристойными.
На самом деле детские игры не несут агрессии, наоборот, они наполнены положительными эмоциями. Мальчику необходимо движение: к примеру, пятилетний малыш за один летний день способен «одолеть» расстояние в 11 километров (при этом половину бегом), а девочка того же возраста за день «проходит» не больше 8 километров.
Ограничивая подвижность мальчика, взрослые наносят вред не только его физическому, но и психологическому развитию. «Недобегавший» в дошкольном возрасте мальчик, став взрослым, не будет способен выйти за рамки условностей, не сможет мыслить творчески, а это может стать причиной жизненной неудачи.
Непоседливости мальчишки нужно только радоваться! Подвижный ребенок – здоровый ребенок. У него хорошо развиваются мышцы, совершенствуется координация движений, он становится выносливым, стойким к инфекциям. Физическая активность – залог гармоничного развития личности.
Другое дело, что движением малыша следует управлять. Это убережет мальчика от травм. Направить двигательную активность в безопасное русло можно, правильно подобрав ребенку игрушки. Уже в 1,5-2 года малыш может играть в мяч, в 2-3 года способен управлять самокатом (он помогает формировать хорошую осанку). Игру детей можно и нужно организовать – оборудовать площадку для футбола, хоккея, обезопасить детскую площадку. Дома тоже необходимо выделить достаточное «свободное пространство», в котором мальчик сможет двигаться как захочет, без опасности что-то разбить и сломать.
При этом все острое, режущее, колющее, огнеопасное, химическое и лекарственное должно находиться в абсолютно недоступном месте: в этом плане с «деятельным» характером мальчишки лучше не рисковать. Для обеспечения безопасности малыша вокруг него должен быть выстроен надежный «кирпичный забор» из однозначных запретов на все потенциально опасное. Желательно как можно раньше научить мальчика обращаться с молотком, гвоздями, ножницами. Бытовые травмы случаются с мальчиками в два раза чаще, чем с девочками.
Итак, некоторая опасность высокой двигательной активности мальчиков ни в коем случае не должна быть основанием для ее ограничения. Ругать же мальчика за инциденты, связанные с его повышенной потребностью в движении, не только бессмысленно, но и вредно. Правильно будет научить его предвидеть опасность и обращаться с опасными предметами.
Другой стереотип в отношении воспитания мальчиков звучит так: «Мужчины не плачут!»
Этот стереотип вреден в психологическом плане. Во-первых, мальчик все-таки еще далеко не мужчина. Во-вторых, и мальчики, и мужчины нередко намного более чувствительны, эмоциональны и ранимы, чем женщины. К тому же мужчины гораздо менее адаптивны, то есть хуже приспосабливаются к новым ситуациям, людям, изменениям в жизни.
Подавленные эмоции и слезы приводят к стрессу. Невысказанные чувства в системе приводят к тому, что повзрослевший мальчик не умеет строить доверительные отношения, становится «холоден душой». Мать, запрещающая сыну плакать, не интересующаяся его чувствами, жизненными сложностями, не сочувствующая его обидам, его боли, его переживаниям, воспитывает черствого человека. Выросшему в «спартанских душевных условиях» мальчику будет трудно выразить чувство любви к другому человеку, а значит, он будет несчастлив в личной жизни.
Ведь быть мужчиной не значит быть грубым и нечувствительным. Это значит – быть сильным, снисходительным к слабым, ответственным за них. Сила и умение выражать свои чувства – не взаимоисключающие понятия. Сила и суровость – не одно и то же.
Как и в случае с мальчишеской подвижностью, в этом вопросе нужен разумный подход. Слезы – естественны для ребенка, какого бы пола он ни был. Они приносят облегчение, это естественная физиологическая разрядка, способ справится с негативной эмоцией. Если это не истерика, не нужно запрещать мальчику плакать. Мать должна пожалеть сына, поскольку она женщина, ее пример сочувствия необходим малышу. Отец может отнестись чуть более сдержанно (если плач связан с физической болью — упал, ушиб коленку, к примеру), но и он не должен отказывать малышу в утешении.
Как запрет на эмоции формула «мужчины не плачут» абсолютно неприемлема. Другое дело – требовать от мальчика, чтобы он не был нюней, плаксой, умел терпеть физическую боль, преодолевать трудности, делать неприятные, но нужные вещи.
Чтобы научить этому, замените установку «мужчины не плачут» на установку «мужчины действуют». Изжить проблему действием – это тоже способ снятия стресса. Как только мальчик заплакал, утешая его, предложите действие. Спрашивайте: «Что мы будем с этим делать?», «Как решим эту проблему?» Повторяйте: «Найди решение», «Ты справишься», «Ты можешь».
Особенности воспитания мальчиков
Мальчишки бывают разные, в том числе мечтательные, малоподвижные и не отказывающиеся поиграть с куклами. Но некоторые вещи повторяются настолько часто, что на них следует обратить внимание при выборе методов и средств воспитания.
Мальчикам свойственны:
- Чрезмерная склонность к риску, пренебрежение собственной безопасностью.
- Доминирование, стремление владеть (распоряжаться) ситуацией.
- Желание утвердить себя, выделиться, стать лидером, самостоятельность в суждениях.
- Склонность в девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению.
- Нацеленность на результат, соревновательность.
- Подвижность и неусидчивость.
- Хорошие математические способности.
- Визуальный, пространственный способ познания мира (приоритет зрительного восприятия).
- Высокая умственная активность в условиях дефицита времени.
- Особое внимание ко всему, что содержит действие.
- Слабая реакция на эмоциональную сторону речи.
- Позднее развитие речи (в соответствии с этим кисть руки мальчика «отстает» в развитии от кисти руки девочки в среднем на 1,5 года).
- Физическая сила.
- Слабое здоровье (болезни переносят тяжелее девочек, иммунитет хуже, маловыносливы).
Несколько общих рекомендаций по воспитанию, учитывающих особенности мальчиков:
- Поощряйте инициативу, не сдерживайте исследовательскую и двигательную активность, вообще как можно меньше запрещайте, и как можно больше разрешайте (в том числе в награду за правильный поступок).
- При этом очертите границы дозволенного четко, однозначно, как говорится, раз и навсегда. Постарайтесь, чтобы эти границы были максимально широкими (они включают в себя все, что может повредить здоровью и жизни ребенка, правила поведения, нравственные нормы). С ростом ребенка границы пересматриваются и расширяются.
- Самый лучший воспитатель для мальчика – строгий и добрый. Строгий – потому что мальчику нужны границы, добрый – потому что ребенок должен доверять воспитателю.
- Будьте спокойны в общении, исключите резкий тон, крик, одергивания. При этом будьте категоричны, если это требуется. Старайтесь не читать нотаций. При необходимости говорите кратко, но образно, приводя примеры из жизни, литературы, кино.
- Будьте эмоциональны и позволяйте ребенку проявлять эмоции. Выражайте ему одобрение, не скупитесь на похвалу (заслуженную).
- Развивайте ответственность: доверяйте мальчику серьезные дела (работу по дому, по хозяйству, покупки и т. д.), позволяйте самому принимать решения.
- Разделите функции воспитания: пусть мать проявляет исконно женские качества (ласку, нежность), заботится о здоровье, одежде, питании ребенка, а отец занимается мужским воспитанием. В неполной семье мать не должна стремиться заменить отца.
Роль отца в процессе превращения мальчика в мужчину — ключевая. В зависимости от возраста ребенка она меняется. Чем старше ребенок, тем важнее для него становится отец. Без влияния взрослого мужчины, без его примера, без его наставлений воспитать мальчика хорошо почти невозможно.
Дошкольный возраст
Для любого малыша, и мальчика тоже, самый главный человек – не папа, а мама. От прочности связи с матерью зависит его чувство защищенности, базовое доверие к миру. Малышу нужна безусловная материнская любовь, основанная просто на том, что он есть на свете.
Проводились специальные исследования, которые показали, что маленьких мальчиков целуют, тискают и тетешкают на порядок меньше, чем маленьких девочек. Принято считать, что из воспитания мальчика-малыша следует исключить сентиментальность. Это не верно. Малыши обоего пола нуждаются в обильных материнских ласках, особенно в период раннего детства. Матери следует открыто выражать малышу свою любовь, говорить ласковые слова, целовать и гладить. Называть «заей» или «лапочкой», конечно, не стоит. Есть много подходящих мальчику ласковых слов, и на них не нужно скупиться («любимый сынок», «мой маленький защитник» и т.п.).
Психологами также доказано, что мальчики хуже, чем девочки, переносят разлуку с матерью. Они очень остро чувствуют свою брошенность, если, например, их отдать в ясли слишком рано (до трех лет).
Отцу в воспитании мальчика дошкольного возраста следует сделать акцент на занятия с ребенком. Очень хорошо, если это будут настоящие «мужские» занятия, или что-то такое, чего не делает мама, что-то особенно интересное. Любую работу по дому отцу лучше делать вместе с ребенком.
Отец в общении с малышом тоже должен быть добрым, заботливым, щедрым на ласку и похвалу. Не стоит критиковать малыша за какие-то «не мужские» качества и поступки. Лучше их проигнорировать, а подчеркнуть достоинства ребенка. Слово «слабак», которое так любят мужчины, не стоит произносить по отношению к мальчику. Объяснять, направлять, хвалить за правильные поступки, снова объяснять и направлять, — вот верный способ воспитания. Так отец прививает малышу положительное отношение к себе как к будущему мужчине. «Я – мальчик, это хорошо, потому что я вырасту сильным, храбрым, решительным мужчиной», — такое ощущение должен вынести малыш из своего дошкольного детства.
Маленький мужчина весьма наблюдателен. Именно в раннем детстве он перенимает модель взаимоотношений между родителями, которую потом с большой долей вероятности повторит в своей жизни. То, что говорят родители, то, как они относятся друг к другу, — чрезвычайно важно.
Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики мальчика. Как можно раньше учите его мастерить, пользоваться разными инструментами.
Школьный возраст
В младшей школе мать постепенно отдаляется от ребенка, в его жизни все большее место занимает отец. Именно об этом говорит известное выражение «отстегнуть от маминой юбки».
Это бывает для матери сложно: хочется по-прежнему видеть в мальчике милого малыша, нежить и опекать его. Как и раньше, мать заботится о ребенке, ведет дом, мальчик всегда может прибегнуть к ней как к «подушке безопасности» в детских бедах и приключениях, она по-прежнему его надежный и верный тыл. Но регламентирует жизнь мальчика не мать, а отец. Все чаще и чаще по разным житейским вопросам мать отсылает ребенка к отцу: «Это мужское дело, решай его с отцом». Хороший отец и сам возьмет в руки руководство мальчиком, не дожидаясь инициативы матери.
Ребенок разворачивается к отцу в какой-то степени инстинктивно. Он может даже специально вести себя отвратительно, лишь бы отец обратил на него внимание и занялся им. Невнимание отца к ребенку в этом возрасте приведет к громадным сложностям взросления в подростковый период. Именно сейчас важно наладить прочные, доверительные отношения с ребенком.
У них должно быть много общих дел: гараж, мастерская, футбол, туризм. Вообще школьный возраст – это возраст действия. Мальчишка хватается за десятки разных дел, он пробует все, что его заинтересует. Инициативу мальчика нужно поощрять, успехи замечать, потому что ему жизненно необходим опыт успеха. Когда похвала исходит от отца, мальчик буквально расцветает.
Мальчик школьного возраста ищет себе пример для подражания. В норме отец и должен стать этим примером. Стиль общения между отцом и сыном может быть каким угодно, только отцу не следует быть слишком суровым. Все-таки мальчик еще довольно мал, и может начать бояться отца.
Что делать, если мать воспитывает ребенка одна? Необходимо найти мужчину, который возьмет на себя труд руководить мальчиком. Это может быть кто-то из родственников (дедушка, дядя), близких знакомых, учитель или тренер. Бывает, что мальчик находит пример для подражания среди героев книг и кино. Помните, что место отца не останется пустым – вместо достойного человека его может занять какой-нибудь взрослый уличный хулиган.
Подростковый возраст
Еще одну важную вещь требуется тщательно укрепить в школьном возрасте, чтобы она принесла плоды чуть позже. «Мальчики подобны телятам: чем старше они становятся, тем просторнее должен быть загон. Но ограды нужны всегда!», — говорится в одной английской пословице.
Импульсивность мальчишек, их вечное стремление испытать предел, посмотреть, что там, за горизонтом, делает ограды жизненно необходимыми. Крепкая ограда научит его подчиняться правилам, ограничивать свое «хочу», жить во взрослом мире.
Это значит, что ребенок не может делать все, что ему захочется, его свобода ограничена разумными и обязательными правилами. В разных семьях правила могут отличаться, но они должны быть обязательно. Все, что касается жизни и здоровья ребенка, распорядка дня, домашних и школьных обязанностей, норм поведения и общения, входит в эти правила.
Обязательность правил означает также и то, что их нарушение влечет за собой наказание. Без наказания воспитать мальчика почти невозможно. Мальчик обязательно попытается нарушить какое-нибудь правило, хотя бы для того, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Конечно, физических наказаний быть не должно, да и разные ограничения могут быть символическими. В этом вопросе все зависит от авторитета родителей, их стиля воспитания, общего тона семьи.
Важно то, что в подростковый возраст мальчик должен войти с хорошо усвоенными понятиями: «сказано – сделай», «правила нарушать нельзя». Это, как и хорошие отношения с отцом, сделает период взросления менее болезненным.
Суть подросткового периода можно выразить фразой: отец, в позднем детстве приняв мальчика из рук матери, выводит его в жизнь. Важность отца по-прежнему высока, но подростку для взросления уже мало только общения с отцом. Ему требуется общество сверстников, других взрослых мужчин. Лучше, если это будут люди, которых родители хорошо знают. Поэтому семье не стоит жить замкнуто.
Подросток рвется в мир взрослых. Он уже чувствует себя мужчиной и жаждет доказать свою взрослость. Относитесь к этим желаниям подростка с уважением, дайте ему максимально возможную свободу. При этом помните об оградах. Они должны быть на месте, более того, не стоит бояться применить тотальный контроль, если этого требует ситуация.
Взрослость и свобода предполагает ответственность. Научить нести ответственность, соотносить свои желания с реальностью, видеть последствия поступков – цель воспитания в этом возрасте.
Стремление к взрослости как стержень жизни находит выражение в выборе профессии. Помните, что в 15 годам подросток должен определиться с профессией или хотя бы с общим направлением будущей взрослой жизни. Отсутствие определенности означает отсутствие цели в жизни. Это пагубно для подростка.
Физиология и воспитание
Мальчик – будущий мужчина, будущий отец. В силу этого физиологические аспекты в его воспитании важны не меньше психологических. Тем более что они взаимосвязаны.
Пока мальчик мал
С самого рождения необходимо следить за формированием половой системы малыша, и при любых отклонениях от нормы обращаться к врачу. Сигналом об опасности могут быть:
- дряблые мышцы в сочетании с излишней полнотой,
- слабое или чрезмерное развитие половых органов,
- сужение или воспаление крайней плоти,
- отсутствие яичек либо их асимметричное расположение,
- нарушение мочеиспускания (когда струя разбрызгивается, а не идет прямо).
Пока мальчик мал, лечение отклонений будет несложным и успешным, даже в случае операции. В старшем возрасте такие, на первый взгляд, мелочи могут стать серьезной проблемой.
Осложнения в этой области могут дать некоторые инфекции, например, свинка. Поэтому нельзя отказываться от прививок, а лечиться нужно вовремя и до конца.
Мальчикам не меньше девочек необходима строгая личная гигиена. Чистота тела, нижнего белья – лучшая профилактика заболеваний. Нечистоплотность может стать причиной воспаления крайней плоти. Если на него не обратить внимания, возникнут осложнения – боли, отеки, сужение. Они потребуют лечения.
В дошкольном возрасте гигиенические волевые привычки закладываются на всю жизнь, их формирование – обязанность родителей.
Детский онанизм
Привычка к чистоплотности поможет избежать и преждевременного полового возбуждения. Пережитое слишком рано, до подросткового возраста, оно способно негативно повлиять на физическое и психическое развитие ребенка.
Не секрет, что многие мальчики переживают первое сексуальное возбуждение в семье. Это получается невольно: мать ходит по дому полуодетая, переодевается на глазах ребенка, купается с сыном в бане, берет его на пляж.
Следует помнить, что мальчики намного больше подвержены сексуальным переживаниям, чем девочки. Женщины в доме, где растет мальчик, должны особенно тщательно следить за собой. Не стоит разрешать мальчику спать с родителями в одной постели.
Это раннее переживание может стать причиной онанизма. Для профилактики онанизма не следует чрезмерно тискать и зацеловывать малыша. Его спальное место должно быть довольно жестким, а одеяло не слишком теплым. Одежда должна быть удобной и достаточно свободной: тесные, узкие штанишки с грубыми швами, особенно надетые на голое тело, могут раздражить эрогенные зоны и доставить ребенку первые «приятные» впечатления.
Если родители заметили эту привычку за ребенком, не стоит впадать в панику. Привычка, конечно, нехорошая, но ничего опасного в ней нет. Привычка начнет истощать нервную систему ребенка, только если она закрепится прочно. Не стоит кричать на мальчика, наказывать его, он и сам понимает, что делает что-то неприличное. Следует спокойно и деликатно поговорить с сыном, объяснить, почему это нехорошо. Одновременно принять простые меры: позаботиться, чтобы одежда ребенка препятствовала этому занятию (плотные облегающие трусы, брюки без карманов); обеспечить режим сна и бодрствования (не позволять «валяться» в постели); занять его играми, книгами, полезным трудом; исключить ненужные разговоры и зрелища.
Мальчик-подросток
Обычно в 11-12 лет начинается половое созревание мальчика. Быстро растут кости и мышцы, ломается голос, постепенно формируется мужская фигура. Внимательная мать заметит начало поллюций – непроизвольных выделений семени во сне. Это нормальное явление, но следует знать, что слишком частые поллюции могут свидетельствовать о нездоровом интересе сына к сексуальным вопросам (нормой считается 1-2 поллюции в неделю или меньше). Интересуйтесь окружением подростка, контролируйте, как он проводит время, что смотрит, что читает, чем увлекается. Подростку необходимо заниматься спортом. Видов спорта столько, что всегда можно подобрать такое занятие, которое ему понравится и подойдет. Исключительно важен четкий режим дня.
Мальчики по сравнению с девочками переживают период полового созревания намного труднее. Нужно делать на это скидку, когда подросток озадачит родителей какой-нибудь невероятной выходкой. Мальчики в этом возрасте невероятно обидчивы, раздражительны, резки. Их нервная система не справляется с физиологической нагрузкой, она заметно «отстает» в развитии. Многие 16-летние подростки выглядят, как взрослые мужчины, и в тоже время быстро устают, сонливы или, наоборот, жалуются на плохой сон. Мысли, поступки подростка еще полудетские. Подросток станет настоящим мужчиной лишь к 20-22 годам.
Отставание психологии от физиологии в созревании подростка влечет за собой ряд проблем. О них нужно знать заранее, тогда подростковый период в жизни мальчика пройдет менее болезненно.
Сексуальная жизнь
В ранней сексуальной жизни сейчас не видят ничего страшного, тем не менее, исторически, во все времена и у всех народов добрачные половые связи не приветствовались, а воздержание считалось полезным.
Каким бы ни был взгляд родителей на этот вопрос, жизненно необходимо дать подростку всю возможную информацию по безопасности, другим беспокоящим его вопросам. Не отмахивайтесь от разговоров, не думайте, что подростки сегодня «знают все лучше взрослых». Серьезные исследования показывают, что представления большинства подростков о многих важных вещих весьма туманные, сведения отрывочные.
Миссию просвещения должен взять на себя отец (или другой близкий подростку мужчина). Беседовать с подростком лучше с глазу на глаз. Разговоры должны быть проникнуты мотивом ответственности мужчины за поступки, уважения к женщине. Пошлость и вульгарность недопустимы.
Бывает, что подросток больше доверяет специальной литературе. Следует заранее позаботиться о том, чтобы в домашней библиотеке были хорошие книги. К книгам можно прибегнуть и в случае, если в окружении подростка нет мужчин, способных его наставить.
Вредные привычки
Подросток чувствует себя вполне взрослым, настоящим мужчиной, а родителям так не кажется. Чтобы доказать свою «взрослость», он начинает курить и употреблять алкогольные напитки. Другим мотиватором выступает желание «быть как все» в компании сверстников.
Как не допустить появление вредных привычек:
- Никогда не предлагать алкогольные напитки в семье (даже пиво, даже бокал шампанского на Новый Год). 18-летие должно стать первым праздником, на котором юноше можно попробовать алкоголь.
- Подавать собственный добрый пример.
- Рассказывать о вреде курения и пьянства, стараясь при этом избегать назидательности (приводить примеры из жизни).
- С малых лет воспитывать силу воли.
- Контролировать круг общения и занятия подростка.
- Ультимативно запретить подростку курение и алкоголь в любых видах, контролировать выполнение запрета.
По мнению психологов, результат воспитания мальчика в большей мере зависит от усилий воспитателей и влияния среды, в которой он растет, чем от наследственности. Задумайтесь над этим, если Ваш ребенок – мальчик!