Урок 2 (неделя с 13.04.20 по 18.04.20). Повторение. Тоника. Тональность. Тоническое трезвучие.
В каждом музыкальном произведении, которое мы играем, поем или слушаем, есть главный звук — тоника. Вокруг тоники в строгом порядке располагаются другие звуки. Все звуки подчиняются тонике, потому что она — самый устойчивый звук. Обычно тоникой заканчивается музыкальное произведение.
Задание 1. В учебнике по сольфеджио прочитайте ноты примеров 167, 168 и 169. Вот они:
В каждой песне найдите тонику.
Спишите в нотную тетрадь тот пример, в котором тоника — звук ре. Спишите его так, чтобы он стал в два раза короче (используйте знак репризы). Тонику подпишите римской цифрой I.
Задание 2. Тоника — не единственный устойчивый звук. Другие устойчивые звуки — III и V ступени. Вместе с тоникой они образуют трезвучие. Звуки в трезвучии расположены через один. Вот так:
Посмотрите, какого звука не хватает в записи, и допишите его так, чтобы получилось трезвучие:
Каждое трезвучие играйте. Послушайте и подпишите снизу, мажорное оно или минорное.
Задание 3. Вы заметили, что некоторые трезвучия — мажорные, а некоторые — минорные. Название тональности включает в себя указание, на мажорное или минорное трезвучие опирается музыка. Например, Ре-мажор, тоника — звук ре, устойчивые звуки складываются в мажорное трезвучие. Или ля-минор: тоника — звук ля, устойчивые звуки складываются в минорное трезвучие.
Спишите в тетрадь №168 («Полька»). Сверху подпишите тональность. Снизу подпишите тонику римской цифрой. Тоническое трезвучие в мелодии обведите красным карандашом.
Научитесь играть и петь польку. Не забывайте про звук си-бемоль.
Свое исполнение запишите и присылайте на проверку вместе с фотографией нотной тетради.