Подросток: знакомство с самим собой

ОДевочка-подросток размышляет о себеценка многих вещей, которую человек приобретет в подростковом возрасте, чаще всего остается с ним на всю жизнь. В том числе и оценка самого себя.

Почему так? Известно, что первое впечатление – самое сильное.

До 11-13 лет ребенок активно познает внешний мир, на него направлены все фантазии, эмоции, мысли. В подростковом возрасте человек впервые в жизни заглядывает внутрь себя, осознает себя как личность. Собственные переживания, свое положение в социуме, свои способности, свое поведение – вот что интересует подростка больше всего.

Это первое близкое знакомство с собой, и от того, каким оно будет, зависит будущее подростка.

В общем виде самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватную самооценку принято делить на завышенную или заниженную.

Заниженная самооценка внешне выражается в нерешительности, излишней застенчивости, чрезмерной обидчивости, трусливости, боязни показаться смешным. Подросток с заниженной самооценкой изначально занимает среди сверстников невыгодное положение, и ему трудно достичь признания и успеха. Во взрослой жизни подросток будет испытывать большие трудности с самореализацией.

Завышенная самооценка у подростков встречается на порядок реже, но она тоже опасна. Такой подросток не только необоснованно считает себя лучше других, но и тщеславен, нетерпелив, жесток, способен добиваться лидерства, не стесняясь в средствах.

Рождаться заново (а именно это происходит с человеком в подростковом возрасте) трудно. Подросток испытывает психологический, эмоциональный дискомфорт, сравнимый с крупным неприятным событием в жизни взрослых людей. И он гораздо протяженнее по времени.

Дискомфорт связан с попыткой решить две, на первый взгляд, взаимоисключающие проблемы. Как хорошо заметил поэт Евгений Винокуров:

Отрочество — это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?» и ужас: «Вдруг я такой, как все?»

Этот дискомфорт вместе с физиологической перестройкой организма (а иногда к этому добавляется и неблагополучие в семье) дают порой такие дикие образцы поведения, что взрослые только разводят руками.

Подростку свойственны:

  • Обостренное чувство справедливости и неумение отличить истину от неправды.
  • Максимализм в оценке родителей, учителей, других взрослых и некритичность в оценке себя.
  • Стремление быть хорошим, нравиться окружающим и негативное отношения к «приемам воспитания», которые используют взрослые.
  • Потребность самоутвердиться и неумение сделать это.
  • Жажда совета, помощи со стороны взрослых и невозможность попросить о ней.
  • Противоречие между разнообразными желаниями и возможностью их осуществления.
  • Отрицание общепризнанных авторитетов и создание собственных кумиров.
  • Идеализм и уныние от того, что в реальной жизни идеального не существует.
  • Презрение к эгоизму и болезненное самолюбие.
  • Жажда знаний и легкомысленное отношение к учебе.
  • Романтическая восторженность и морально низкие поступки.
  • Восхищение красотой и скептическое отношение к ней.

Родителям любого подростка, а особенно с так называемым «отклоняющимся поведением», нужно отвергнуть позицию непримиримости и нетерпимости. Подростку и так почти невозможно прямо попросить о помощи (этому мешают ложные представления о таком поведении как о слабости или же мучительная стеснительность).

Вместе с тем он отчаянно нуждается в помощи родителей и авторитетных для него взрослых. В этом и заключается педагогическое искусство: направить становление самосознания подростка так, чтобы он принял это за естественный ход вещей.

Итак, от родителей требуется: знать причины подростковых проблем, анализировать их и помогать своему ребенку найти себя.

что делать родителям, какие приемы воспитания использовать

Чего делать нельзя

Сначала перечислим, чего родителям делать не следует. Об этом написано много литературы, но все-таки родители из поколения в поколение совершают одни и те же ошибки.

  • Не возмущаться по поводу плохого поведения: подросток на самом деле страдает, а не старается специально раздражать вас.
  • Не критиковать.
  • Не высмеивать.
  • Не выискивать ошибки.
  • Не запрещать чего-либо (если это не несет прямого или потенциального вреда жизни и здоровью).
  • Не навязывать занятия, кружки, секции, дружбу, свои взгляды на жизнь или будущее подростка.
  • Не разговаривать «как с маленьким», не обрывать, не читать нравоучений.
  • Не отмахиваться от его проблем, как глупых или незначительных.
  • Не бросаться решать за него все его проблемы.

Спокойствие, только спокойствие!

Стиль общения, который хорошо поможет в общении с подростком — доброжелательное спокойствие.

Спокойно относитесь к самовыражению подростка. Все эти готические штучки, железки, пирсинги и разноцветные волосы – этап поиска себя. Он пройдет, когда ребенок обретет идентичность. Хуже, когда подросток совсем не проявляет активности в этом направлении.

То же самое касается его интеллектуальных интересов. Категорически запрещать нужно только то, что несет явный вред здоровью и жизни.

Слушайте!

Старайтесь говорить меньше, а слушать больше. Постарайтесь убрать свои эмоции на второй план и понять, что он хочет до вас донести. Тогда шанс, что в потоке глупостей вы выловите что-то стоящее, будет значительно выше.

Гораздо лучше, когда подросток много разговаривает, чем когда он молчит и замыкается в себе. Поощряйте его потребность разговаривать с вами, давайте высказаться. Сочувствуйте ему, какими бы незначительными ни казались вам его проблемы.

Дайте самостоятельности и позвольте набивать шишки

Относитесь к подростку как к взрослому человеку, самостоятельному и ответственному. Уважайте его мнение. Конечно, при этом стоит всегда быть «на шаг впереди» и при явных ошибках говорить об этом, настаивать на своем. Подросток – еще не взрослый, и он должен знать, что в семье распоряжаются родители. Подросток – почти взрослый, и с его мнением надо считаться.

Воспринимайте проблемы подростка серьезно. С высоты лет какая-нибудь школьная ссора или несчастная любовь может показаться родителям глупостью. Для подростка же она – трагедия.

Предоставьте подростку возможность решать свои проблемы самому. Это жизненно необходимо ему. Вмешивайтесь только при явной или потенциальной угрозе жизни и здоровью.

Если же подросток просит помощи, окажите ее.

Какую помощь стоит предложить

Пытаясь узнать о себе больше, подростки бросаются изучать астрологию, гороскопы, теории реинкарнации и прочую чушь. Дайте ему почитать хорошую литературу о типах характера, о психологии личности, о личностном росте.

Как правило, подростки ведут себя грубо и агрессивно не из вредности, а от неумения справиться с переполняющими их эмоциями. Научите его приемам борьбы со стрессом, это пригодится и вам тоже.

Помогите подростку с внешним видом, одеждой, прической. Это очень важно для подростков, особенно для девочек. От этого зависит его успех у сверстников, а значит, и высокая самооценка.

По возможности, запишите его на подростковый психологический тренинг, связанный с развитием личности, познанием себя, развитием навыков общения.

Собственный авторитет

Нередко встречается ситуация, в которой родители в глазах подростка потеряли авторитет. Подросток может придти к мысли, что образ жизни родителей не правильный, что ценности, которыми живут родители, ему не близки.

Иногда родители сами разрушают свой авторитет тем, что неискренни с подростком, умалчивают о важных (а может быть, и неприглядных) сторонах своей биографии, сознательно обманывают его.

Быть примером в этом возрасте сложно. Нет человека без недостатков. К тому же именно в подростковом возрасте происходит так называемое «присвоение авторитета родителей». Это значит, что приоритетным для ребенка становится его собственное мнение, а не мнение родителей (как это было в детстве). Это, кстати, нормальное состояние взрослого человека, и этот процесс свидетельствует о правильном развитии личности подростка.

Рецепт тут один – как бы ни сложились отношения, быть искренним с подростком. Говорить то, что на самом деле думаешь, а не то, что правильно с каких-то там абстрактных (воспитательных, нравственных) точек зрения. Лучше, конечно, когда искреннее совпадает с нравственным, но в ситуации выбора нужно отдать предпочтение искренности.

Тогда есть шанс не потерять авторитет в глазах подростка.

Любовь и принятие подростка таким, какой он есть

Старайтесь проводить больше времени вместе. Он уже достаточно взрослый, чтобы разделить с вами любое сложное дело, не говоря о развлечениях. Это, кроме всего прочего, позволит ненавязчиво контролировать подростка.

Показывайте, что вы любите подростка таким, какой он есть, что он много для вас значит, что вы верите в него.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 8 =