ногие родители настораживаются, когда изо дня в день видят свое чадо преимущественно со спины, в положении крайней увлеченности чем-то, происходящим на мониторе компьютера. Они раздражаются, когда при разговоре с родителями подросток продолжает смотреть на экран смартфона, с которым он не может расстаться ни на минуту. Они начинают бить тревогу, когда обнаруживают, что вместо занятий в школе ребенок проводит время у друга за очередной компьютерной игрушкой.
Зависимость от компьютера и интернет схожа с другими видами дурных привычек, в том числе и своими пагубными последствиями. Отличие от алкогольной или наркотической зависимости заключается в отсутствии химической составляющей. Никакие психоактивные вещества в организм при этом не попадают, а значит, не повреждают мозг и другие важные органы.
Но утешение это слабое. Нехимическая зависимость тоже может привести к изменениям в работе мозга. Его обусловит специфическое поведение, свойственное зависимым от компьютера людям. Это так называемое «изменяющее настроение поведение». Оно создает довольно непродолжительное по времени и очень интенсивное чувство радости (удовольствия, комфорта). Возникающий после этого более длительный дискомфорт заставляет повторять прежние действия.
Внешние проявления компьютерной зависимости схожи с другими видами зависимостей.
Зависимость (аддикция) – стойкая сверхценная трудно контролируемая привычка (внутреннее побуждение) к деятельности: с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.
Признаки компьютерной зависимости:
- Подросток проводит за компьютером или смартфоном большую часть свободного времени; чистое игровое время (или время общения соцсетях) составляет более 2-х часов в день.
- Ребенок не может контролировать время: постоянно опаздывает, незаметно для себя просиживает за компьютером больше, чем было запланировано.
- Если предложить ребенку выбрать активный вид отдыха или игру за компьютером, подросток отдает предпочтение компьютеру.
- У подростка нет друзей (исключая друзей в сети).
- Появляются проблемы с учебой; подросток теряет интерес к школе, пропускает занятия, обманывает родителей.
- Во время игры начинает разговаривать с персонажами как с живыми людьми; проговаривает свои мысли при общении с друзьями в сети.
- Без напоминания подросток может остаться голодным; не способен самостоятельно отвлечься для удовлетворения естественных потребностей.
- Не может лечь спать вовремя; если это повторяется часто, возникают нарушения сна.
- Сразу после пробуждения, прихода из школы подросток включает компьютер; оставляет компьютер включенным, даже если не пользуется им.
- Вне компьютера ребенок не может найти себе занятия, чувствует опустошенность, скуку.
- При попытке разговора о проблеме отрицает ее наличие, отказывается от помощи, которую предлагают родители.
- Если родители пытаются ограничить время игры, подросток становится агрессивным и противится этому.
- Характер ребенка в целом становится более раздражительным, или, наоборот, слишком спокойным, равнодушным к происходящему в реальной жизни.
Выделяют несколько стадий компьютерной и интернет зависимости. Они различаются степенью увлеченности ребенка.
Легкая увлеченность
Игры за компьютером, интернет и общение в нем доставляют подростку удовольствие. Ему нравятся возможности, которые предоставляет интернет. Компьютерная графика привлекает внимание своей необычностью и красочностью. Сюжеты некоторых игр кажутся ему особенно интересными, и подросток целенаправленно выбирает их.
При этом занятия за компьютером еще не носят постоянного характера. Компьютер спокойно отходит на второй план, если возникают какие-то другие важные или интересные дела.
Серьезная увлеченность
Когда у подростка возникла потребность в игре или интернет-общении, говорят о стадии серьезной увлеченности. Основная характеристика – систематичность занятий.
Игра становится для подростка ценностью. Скорее всего, ребенок не сможет сам ответить на вопрос, в чем заключается эта ценность. Его «тянет» к компьютеру, без него жизнь кажется подростку неполной. Если какие-то причины мешают сидеть за компьютером дома, он будет искать другие места, прогуливать школу и обманывать родителей.
На стадии серьезной увлеченности родителям следует приложить все возможные усилия к изменению ценностной ориентации ребенка. Если этого не сделать, то вероятность перехода подростка к стадии зависимости весьма высока.
Зависимость
Полностью вылечить человека в этой стадии заболевания невозможно. Это связано с тем, что изменения в ценностносмысловой ориентации личности становятся необратимыми.
Простыми словами, психика ребенка начинает полностью отражать виртуальную реальность. Разрушается способность адекватного взаимодействия с окружающим миром, теряются навыки социального общения.
Хорошо, если подросток хотя бы поддерживает контакты с такими же компьютерными фанатами, как и он. В противном случае одинокий, зависимый ребенок может проводить в «общении с компьютером» долгие часы и дни.
На этой стадии потребность в компьютере становится для подростка одной из базовых физиологических потребностей. Если в течение какого-то времени он не может удовлетворить эту потребность, начинается нечто схожее с наркотической ломкой. Повышается тревожность, ребенок впадает в депрессию, испытывает неудовлетворенность и другие негативные эмоции.
На этой же стадии ярко проявляются и проблемы со здоровьем. Самые распространенные среди них: головные боли и боли в спине, расстройства сна и пищеварения, заболевания глаз и мышц рук.
Если не предпринимать никаких шагов по облегчению состояния подростка, дело может дойти до психической патологии.
Родители подростка, находящегося в стадии зависимости, должны обратиться к психологу. Самым разумным действием с их стороны будет постараться как можно быстрее перевести зависимость в стадию привязанности.
Привязанность
В качестве утешения можно сказать, что редко кому удается быть полностью оторванным от реального мира. К тому же компьютерный мир при всем его разнообразии технологически ограничен. Рано или поздно наступает пресыщение, угасает игровая активность, утрачивается острый интерес.
При этом полностью зависимость никуда не исчезает; при благоприятных обстоятельствах она может вспыхнуть с новой силой. Но если она не проявляется остро, это говорит о стадии привязанности.
В этой стадии человек, переживший компьютерную зависимость, как правило, остается всю жизнь. К этому следует относиться как к хроническому заболеванию. Задача родителей – организовать жизнь ребенка так, чтобы свести к минимуму негативные последствия привязанности для физического и психического здоровья ребенка.
Родители порой сами делают ошибки:когда ребёнок пристаёт к маме или папе-поиграйте со мной,он просто дают телефон малышу в руки,тем самым приучают к гаджетам с детства…вот тебе и компьютерная зависимость!!!!