2 класс слушание музыки

Урок 3 (неделя с 20.04.20 по 25.04.20). Программная музыка. Звукоизобразительные приемы в музыке.

Чего только не изображает музыка своими звуками! Пение птиц и плеск воды, шум ветра и дождя, человеческую речь и разные сигналы, колокола, шарманку, рожок охотника, звуки механизмов… Это перечисление можно продолжить. Важно знать, что звукоизобразительные приемы чаще всего встречаются именно в программной музыке. Почему так?

Представим, что композитор пишет пьесу под названием «Кукушка». Все знают интонацию, с которой поет эта птичка (нисходящая малая терция). Что будет, если мы не услышим этой интонации в музыке под названием «Кукушка»? «Да какая же это кукушка!», — скажем мы. Тогда название не будет соответствовать содержанию, а это уже непорядок. Так ничего понять не возможно.

Вот и приходится композитору, если уж он назвал пьесу «Кукушка», добавлять в музыку что-то вроде «соль-ми», да еще и не один раз.

Самую известную в мире «Кукушку» написал французский композитор Луи Клод Дакен. Послушайте эту пьесу:

Пьеса Дакена виртуозная. Темп ее быстрый. Интонация кукушки скрыта среди пассажей. Если прислушаться, кукушка в пьесе не одна. Их целый ансамбль. Они перекликаются, «спорят» друг с другом, перелетают с места на место, но делают это не хаотично, а упорядоченно. Почему так? Считается, что кукушка отсчитывает годы жизни человека. На самом деле, как похожи размеренные звуки музыки на ход часов! А вся подвижная пьеса – на бег времени, который не остановить ничем.

Вы заметили, что содержание пьесы Дакена оказалось сложнее, чем ее название. Называется «Кукушка», а слышим мы не только кукушку, но и ход часов, бег времени. В музыке так всегда. Содержание музыки, музыкальный образ всегда сложнее, чем ее программное название. Об этом мы еще поговорим.

А сегодня будем учиться слышать звукоизобразительные приемы в музыке. Как-то (в 1886 году) другой французский композитор, Камиль Сен-Санс, желая сделать приятный сюрприз своим друзьям, написал фантазию «Карнавал животных». Сен-Санс относился к своей музыке как к шутке, и не предполагал, что она станет такой популярной и любимой.

Запишите в тетрадь заголовок:

Камиль Сен-Санс. Фантазия «Карнавал животных».

Во время прослушивания записывайте названия пьес.

Почти в каждой пьесе можно услышать, как голос и повадки того или иного животного изображаются при помощи тембра, интонации, ритма, других средств выразительности музыки. Например, в первой пьесе «Вступление и королевский марш льва» рычание льва передается при помощи хроматических пассажей у фортепиано в низком регистре. Подумайте о звукоизобразительных приемах в «Карнавале животных»; если потребуется, послушайте музыку еще раз и заполните таблицу. Образец заполнения — в первой строке таблицы.

Если вам понравилась музыка, можете посмотреть замечательный фильм-фантазию по произведению Сен-Санса по ссылке.

Напечатано в рубрике Уроки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 11 =