2 класс слушание музыки

Урок 4 (неделя с 12.05.20 по 16.05.20). Программная музыка (окончание темы).

На прошлых уроках вы познакомились с пьесами русского композитора М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и французского композитора К. Сен-Санса из фантазии «Карнавал животных».

Пьесы в этих произведениях — программные. Это значит, что у них есть названия, помогающие нам заранее представить, какой будет музыка.

Пора устроить «угадайку»!

Запишите в тетради заголовок: «Викторина». Поставьте в столбик цифры от 1 до 5. Слушайте каждую пьесу и записывайте ее название и композитора.

№1
№2
№3

№4
№5

Музыка последней пьесы из тех, что вы сейчас записали, настолько популярна, что ее узнает любой человек, даже и не музыкант. И очень часто эту музыку называют «Умирающий лебедь», а не просто «Лебедь». Почему так?

В 1907 году балетмейстер Михаил Фокин поставил для балерины Анны Павловой хореографическую миниатюру на музыку Сен-Санса. Посмотрите эту миниатюру в исполнении Майи Плисецкой:

Руки балерины изображают движения крыльев лебедя и одновременно «поют» мелодию вместе с виолончелью. Лебедь исполнении балерины за несколько минут проживает целую жизнь. В конце миниатюры лебедь садится и складывает крылья — умирает.

Камиль Сен-Санс был очень удивлен, когда увидел эту миниатюру. Ведь он написал музыку в мажорной тональности, в его пьесе не было трагического конца.

Получается, что балетмейстер Фокин, а вслед за ним и мы с вами слышим в музыке Сен-Санса другой музыкальный образ. То есть музыка оказывается намного шире программы, заявленной в названии.

Об этом мы уже говорили на прошлом уроке (на примере пьесы «Кукушка» Дакена). На самом деле так бывает всегда — название помогает нам представить содержание музыки, но отнюдь не исчерпывает его. Содержание программной музыки всегда шире ее названия, каждый человек слышит и представляет это содержание по-своему.

Послушайте скрипичный концерт Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». В концерте три части. Во время слушания представляйте, о чем «рассказывает» музыка каждой части.

Опишите в свободной форме, что вы услышали в каждой части концерта (одно-три предложения о каждой части).

Напечатано в рубрике Уроки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − семь =