ногие родители желают дать музыкальное образование своим детям. Нередко сами они не музыканты, слабо разбираются в вопросах такого образования, но твердо знают, что оно полезно, потому что воспитывает вкус, развивает важные качества ума и характера.
Получается, что родители довольно смутно представляют себе, с чего начать. Какому инструменту отдать предпочтение? Может быть, лучше учить ребенка пению? Нужна ли предварительная подготовка или можно обойтись без нее? В каком возрасте лучше начинать музыкальное воспитание?
Статья поможет родителям определиться с выбором.
Содержание:
Обучение или подготовка?
В узком смысле слова под подготовкой понимают только подготовку ребенка к обучению в музыкальной школе. Но есть ли смысл ставить вопрос так узко?
Известно, что слух у эмбриона человека начинает формироваться в 4,5 месяца. Исходя из этого, вопрос о подготовке снимается сам собой. Абсолютно все, что слышит ребенок, повлияет на его слух и другие музыкальные способности. Звуковое окружение будет готовить его к обучению музыке, а насколько богатым и качественным будет это окружение – зависит от родителей.
Не случайно психологи советуют мамам разговаривать с еще не родившимся малышом, петь и играть ему, слушать спокойную, мелодичную музыку. Это стимулирует не только развитие слуха, но и общее развитие младенца.
Для слушания не подходит музыка резкая, слишком экспрессивная, грубая, пугающая. Что касается стилей, то это не важно. Джазовая, классическая, народная, звуки природы в записи, — все это подойдет.
То же самое нужно делать с новорожденным. До 3-3,5 лет органы чувств и мозг развиваются так интенсивно, как это не повторится никогда больше в жизни человека. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и чем больше «пищи» он получает, тем более тонким и совершенным становится восприятие. То, что упущено в эти годы, очень трудно наверстать (есть даже мнение, что «после трех» заниматься с ребенком «уже поздно»).
Необходимо создать вокруг малыша музыкальную атмосферу. Есть много детских музыкальных инструментов (маленькие клавиши, барабаны и другие шумовые инструменты, простейшие дудочки). Приобретите несколько из них, только обратите внимание на качество инструментов. Они должны быть сделаны крепко, добротно, а нешумовые инструменты должны обладать чистым строем.
Научите ребенка обращаться с инструментами. Покажите, как барабанить палочками, как сыграть пальчиками на клавишах несколько звуков друг за другом, как извлечь звук из дудочки. Когда малыш освоится, придумывайте игры с инструментами, стучите на барабане, подыгрывайте под пение, под музыку, устройте маленький оркестр.
А еще важно учить ребенка двигаться под музыку, это развивает чувство ритма. Дети сами по себе подвижны, и требуется лишь направить их непоседливость в верную сторону.
Если дома есть фортепиано или другие «взрослые» инструменты, обеспечьте к ним свободный доступ, объясняя при этом не только, как играть на инструменте, но и как за ним ухаживать. Тогда ребенок поймет, что взрослые инструменты – не просто игрушки.
Очень хорошо давать ребенку слушать живую музыку. Играйте сами, если умеете, берите детей на концерты, если есть такая возможность.
Вопрос возраста
Те родители, кто слышал о маленьком Моцарте, начавшем играть в три года, задаются вопросом возраста, в котором следует уже не просто развивать музыкальные способности ребенка, а «усаживать его за инструмент».
На самом деле, максима звучит так: «чем раньше, тем лучше». И здесь нужно остановиться и спросить себя: «Для чего мой ребенок должен заниматься музыкой? Станет ли он профессиональным музыкантом или он будет учиться для того, чтобы быть развитым, культурным, общительным, трудолюбивым, умным человеком?»
При первом варианте ответа в 3-3,5 года начать заниматься музыкой целенаправленно будет правильно. Помните, однако, что Моцарт – это редкое исключение, и немало великих музыкантов начинали позже.
При втором – лучше продолжать подготовку и общее развитие ребенка, поддержать и усилить его интерес к музыке.
Что касается выбора инструмента, то здесь нужно присмотреться к ребенку, посоветоваться с педагогами. Для игры на фортепиано хороши длинные пальцы, а вот аккордеонисту они, наоборот, будут мешать (хотя клавиши на обоих инструментах одинаковые). Необходимо учесть и желание самого ребенка: не нужно настаивать на флейте, если ребенку нравится гитара. На самом деле, не так важно, на каком инструменте будет играть ребенок (его даже можно поменять во время обучения). Важнее общее музыкальное развитие, и вот его лучше начинать как можно раньше.
У разных инструментов существует разный оптимальный возраст для начала занятий. Он зависит от степени сформированности игрового аппарата (пальцев, корпуса, мышечной массы, амбушюра, связок). Лучший возраст для большинства инструментов – 6-7 лет, но есть и такие, на которых начинают играть только с 10-12 лет. Специалист-педагог хорошо знает, как должен быть развит ребенок для успешного обучения и какие нагрузки ему полезны. К тому же физическое развитие у детей одного возраста бывает разным, и дети могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому принимать решение о начале серьезных занятий нужно только, посоветовавшись с педагогом.
Есть и верхняя граница возраста. Считается, что 9 лет – уже поздновато для профессионального овладения инструментом. Поговорка «лучше начать чуть раньше, чем опоздать» справедлива. При этом верхняя граница возраста не существует, если ребенок учится играть для общего развития, для удовольствия!
И еще об одном следует помнить. Не стоит начинать плотно заниматься музыкой одновременно с началом занятий в общеобразовательной школе. Нагрузка, физическая и психологическая, может оказаться неприемлемой.
Учить музыке – не значит сразу же играть. Во многих музыкальных школах и школах искусств детей 3-4 лет принимают в группы раннего эстетического развития. Малыши в них занимаются не только музыкой, но и рисованием, танцами, ритмикой. Занятия построены в игровой форме, они интересны малышу, ребенок не чувствует, что «его развивают». С малышами работают профессиональные педагоги, у них больше опыта и средств, а значит, качество занятий очень высокое. Следует отметить, что и в этих группах трехлетнего малыша за инструмент не усаживают. Это делают не раньше, чем на второй год обучения в группе.
В детских садах два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. Если их ведет педагог-профессионал, то эти занятия дадут ребенку хорошую музыкальную подготовку.
Вы заметили, как часто в статье упоминался учитель? Это не случайно.
Роль учителя
В любом деле учитель – ключевая фигура. Учитель, увлеченный своим предметом, знающий его, умеющий передать свои знания и увлеченность детям, всегда добьется хорошего результата. В обучении музыке от учителя зависит 90% успеха ребенка. Под успехом мы будем понимать не просто профессиональный рост исполнительского мастерства, а степень развития музыкальных способностей, степень увлеченности музыкой, желание преодолевать трудности и достигать новых вершин.
Причин этому две. Во-первых, обучение игре на инструменте или сольному пению происходит один на один. В силу этого между учителем и учеником устанавливается очень тесный контакт, в том числе эмоциональный. Во-вторых, сам предмет, которому учится ребенок, требует особого внимания к содержанию обучения. Научить исполнять музыку – значит научить понимать ее. А что такое музыка? Это язык чувств. Достигнуть единства в понимании такой «тонкой материи» не так просто, как, к примеру, в понимании физических формул.
Поэтому, решив учить ребенка музыке, нужно заботиться, прежде всего, о том, как найти учителя (а не музыкальную школу). Роль учителя можно проиллюстрировать таким примером: если вы хотите учить ребенка игре на фортепиано, а хорошего учителя нет, но есть хороший учитель игры на скрипке, то нужно выбрать скрипку.
При этом не важно, где работает педагог, какие заслуги имеет. Он может всю жизнь заниматься детьми со средними данными, не ставя перед учениками цели стать лауреатами конкурсов или музыкантами-профессионалами. Или он берет трудных подростков, замещая в их сознании улицу миром музыки, и подростки, конечно, редко показывают выдающиеся результаты. Эти примеры иллюстрируют мысль, что опираться в выборе педагога на его именитость, на конкурсные достижения его учеников не следует. Хотя учесть их тоже нужно.
Хороший учитель музыки:
- Умеет наладить контакт с учеником, добр к ребенку, в то же время умеет добиться результата, строг и требователен, если это необходимо.
- Умеет работать с детьми «в разном стиле», в зависимости от индивидуальности каждого ученика. Ставит разным ученикам разные цели (по силам каждого – кому-то конкурс, а кому-то выступление на школьном концерте) и добивается их достижения.
- Он, прежде всего, учитель музыки, а потом уже (возможно) исполнитель музыки. Известно, что не все хорошие исполнители могут быть хорошими учителями. Это разные компетенции.
- Во главе угла для него стоит польза для ребенка (с точки зрения ближайшей и отдаленной перспективы развития), а не академические концерты и конкурсы.
- Он сам любит музыку, умеет передать любовь и восхищение музыкой ученику.
- Объясняет не только техническую сторону исполнения, но и художественную. Не отдает предпочтения технике в ущерб художественности.
- Не допускает ремесленничества! Гаммы и упражнения не становятся самоцелью.
У такого учителя дети занимаются дома с желанием, а на урок бегут как на праздник. Кто-то скажет, что таких идеальных учителей не бывает. Это не так. Просто нужно задаться целью и искать.
Расспрашивайте знакомых, чьи дети учатся музыке, посещайте концерты в музыкальных школах, присматривайтесь к детям. Хорошего педагога видно по его ученикам.
Кстати, совсем не обязательно искать только в музыкальной школе. Это может быть и частный педагог, отличные учителя могут быть в студиях, развивающих центрах, домах культуры.
Как выбрать музыкальную школу
Все-таки чаще всего обучение ребенка музыке предполагает его учебу в музыкальной школе или школе искусств.
Чтобы не ошибиться с музыкальной школой и не разочароваться в ней, надо знать ее специфику.
- Обучение в музыкальной школе направлено на воспитание профессионального музыканта. Поэтому преобладать там будет классический репертуар. Это значит, что ребенок не будет баловать родителей, родственников и гостей популярной песней, а будет разучивать Баха и Чайковского.
- Чтобы те профессиональные навыки, которые дает музыкальная школа, использовались для других целей (исполнения популярной музыки, к примеру), нужны инициатива ребенка (родителей) и дополнительные занятия.
- Для учебы нужно будет приобрести инструмент и организовать дома рабочее место для самостоятельных занятий.
- Нагрузка в музыкальной школе довольно высока. В неделю примерно 5-6 уроков по 45 минут: два урока специальности, по одному уроку сольфеджио и музыкальной литературы (слушание музыки), один или два урока хора. И все это уже в начальных классах школы.
- Потребуется заниматься дома, каждый день и определенное количество времени. Это дополнительная нагрузка. Она может спровоцировать так называемый «кризис лени» (когда ребенок хочет бросить учебу).
Сложности, которые могут возникнуть в музыкальной школе:
- Расстановка приоритетов с программой в общеобразовательной школе.
- Невысокая индивидуализация обучения, его стандартизированность — подгон обучения под единый стандарт, принятый в школе.
- Дефицит педагогов по самым популярным инструментам, невозможность выбора учителя, смены учителя по желанию родителей и ученика.
Все эти пункты надо учитывать и быть готовым к возможным трудностям. Если вы предполагаете, что ребенок не станет профессиональным музыкантом, есть смысл поискать другую форму обучения. Вместе с тем, если музыкальная школа славится своими педагогами, и знакомые дети ходят в нее с удовольствием – не бойтесь никаких трудностей!