Наша цель — послушный ребенок

Милый послушный мальчикПновыйродолжаем разговор о том, как добиться послушания от ребенка. Смотрите начало темы здесь. Мы выяснили, что правильным методом будет вызвать в ребенке желание выполнить то, что требуют взрослые.

А это желание, в свою очередь, тесно связано со степенью сформированности нравственных понятий ребенка. Если ребенок способен сам оценить свой поступок, он будет поступать правильно. Это значит, что взрослый должен мотивировать обязательность выполнения своих требований тем, что эти требования – нравственно обоснованны, хороши.

Другая причина непослушания детей – скудный жизненный опыт – также находится в тесной связи с пониманием морального смысла поступка. И здесь невозможно навязать недостающий опыт «сверху», дать его через нравоучение, в готовом виде. Требуется организовать поведение детей в соответствии с моральными нормами – и тогда ребенок со временем приобретет необходимый опыт.

С чего же начать? Основной метод – профилактика отрицательных действий. Нужно стараться не давать ребенку получить опыт неправильного поведения, всячески предотвращать ситуации и действия, связанные с негативными проявлениями.

Приемы воспитания

Прямое указание

Чаще всего используется для детей младшего возраста или детей без особых проблем в поведении.

Например:

«Скажи спасибо»

«Разреши поиграть твоей куклой»

«Попроси, а не отнимай»

«С бабушкой нужно разговаривать вежливо»

Косвенное указание

Эффективно для уже подросших детей, можно давать такие указания и малышам.

Например:

«Кто у нас большой и самостоятельный? Кто сам сложит вещи?»

«Что нужно сделать перед тем, как сесть за стол?»

Ситуация выбора

Лучше использовать с детьми старшего дошкольного возраста.

Например:

«Не шуми, а то разбудишь маленького братика. Тогда придется прекратить игру и смотреть за ним, пока я убираюсь»

Связь с окружающими

Важно довести до сознания ребенка, что его поведение связано с хорошим самочувствием окружающих людей.

Например:

«Ты громко разговариваешь в троллейбусе, и мешаешь пассажирам»

«Если пробираешься через толпу с открытой шоколадкой, можешь испачкать кому-нибудь платье»

Подражание

Отличный прием, который исключает всякую назидательность. Любой ребенок стремится подражать взрослому, чтобы стать таким же самостоятельным. Этот прием нужно совмещать с показом правильных действий.

Например:

«Посмотри, как аккуратно я отламываю хлеб, и делай, как я»

«Смотри, как брат убрал игрушки, делай, как он»

Стимуляция роста

Указание на то, что ребенок достаточно большой, чтобы вести себя как взрослый – один из самых сильных стимулов роста нравственного чувства ребенка. Он опирается на естественное стремление быть похожим на взрослых, на пробуждающееся в ребенке чувство собственного достоинства.

Например:

«Ты большой, и знаешь, что взрослые не кричат на весь магазин».

Сравнение

Очень полезно дать возможность ребенку увидеть свой поступок как в зеркале.

Например:

«Вот видишь, как плохо быть жадным. Никита не дает поиграть в кубики. А вчера, вспомни, ты сам принес из дома книжку, и не дал ребятам посмотреть ее. Мне было за тебя стыдно».

Стимуляция желания нравится, быть хорошим

Это желание свойственно всем детям, как бы плохи ни казались их поступки.

Например:

«Ты сегодня будешь слушаться бабушку, не правда ли?.. А вечером, когда я приду за тобой, бабушка будет хвалить тебя. Мне будет так приятно, что у меня послушный сын!».

Игра

Игру сравнивают с волшебной палочкой, творящей чудеса там, где не действуют другие приемы. Игра исключает любой принуждение, создает ситуацию добровольного подчинения. Она снимает сопротивление, помогает найти интересное в неинтересном. Важно лишь найти близкие, понятные и увлекательные для детей образы.

Например:

«Вот сейчас Маша будет учить свою дочку (куклу) убираться. Покажи дочке, какая ты хорошая хозяюшка»

«Машинки хотят спать. Надо поставить их в гараж»

Художественные образы

Примеры из сказок, художественной литературы, пословиц, поговорок нередко сильно действуют на детей. Никому не хочется быть похожим на неряху Федору или ленивого Антошку.

Например:

«Когда я ем – я глух и нем»

«Кончил дело – гуляй смело»

В заключение хотелось бы отметить два момента. Как бы ни плохо вел себя ребенок, старайтесь избегать по этому поводу оценок его личности. В процессе воспитания оценивайте не личность, а поступок. Тогда ребенку будет проще перестроиться и накопить положительный опыт хорошего поведения.

Не забывайте, что чем младше ребенок, тем труднее ему определить, как надо поступать в каждом конкретном случае. Поэтому нужно быть внимательным и вовремя приходить на помощь, ведь ребенок не всегда может об этой помощи попросить.

В каждой ситуации старайтесь находить оптимальный способ влияния на ребенка. При этом всегда побуждайте ребенка к сознательному восприятию распоряжения, не вызывая при этом внутреннего сопротивления. Категорический приказ или просьба, спокойное утверждение или предупреждение, твердый запрет или напоминание – любое воспитательное воздействие всегда должно в первую очередь будить сознание ребенка.

комментарии

  1. Я на все 100% процентов согласна что ребенку нужно давать объективные и показательные примеры того, почему ребенок должен прекратить вести себя так или иначе. Потому что простое «нет» или «прекрати» не всегда и на взрослых действует. А четкое объяснение последствия работает более эффективно. Во всяком случае у нас)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 − 3 =