Профессиональная ориентация подростка

КГлавный вопрос в жизни подросткато я?», «Какой я?», «Что я могу?» – от того, какой ответ даст подросток на эти вопросы и найдет ли вообще ответ на них, зависит его будущее.

Ориентировочно к возрасту 15 лет подросток должен определиться с профессией. Желательно, чтобы он хорошо представлял себе, какое место сможет занять во взрослой жизни, и эти представления были адекватными реальности.

Почему это важно?

Не только потому, что профессиональная деятельность – важнейшая часть жизни человека, и неправильный выбор профессии чреват жизненными неудачами. Это, конечно, причина первостепенной важности, но, как перспектива весьма отдаленная, она самим подростком еще не осмысливается на должном уровне.

То, что больше всего волнует подростка – поиск своего места в мире, поиск самого себя. Когда этот поиск происходит не бессистемно, а через призму поиска профессии, он даст наилучшие результаты. Направить подростка именно в эту сторону – самый правильный метод воспитания со стороны родителей.

Кроме того, грамотная профессиональная ориентация решает и другие важные вопросы.

  • Исчезает характерная для подростка «слабость цели». Цель, которую дает ориентация на профессию, способна сделать жизнь подростка осмысленной, направить его волю в созидательную сторону.
  • У подростка возникает так называемая «правильная мотивация» к учебе, повышается желание учиться.
  • Верная цель и хорошая мотивация помогает направить интересы подростка в серьезное русло (отвлечь его от увлечений астрологией, мистикой, компьютерными играми, бездумным общением в социальных сетях и прочего).
  • Наличие серьезных интересов делает подростка более собранным и организованным.
  • Грамотная профессиональная ориентация помогает объективно определить особенности характера, темперамента, способности подростка.
  • Подросток легче и раньше других сверстников находит свое место во взрослом мире.
  • А значит, он чувствует себя в группе сверстников увереннее, сможет отстоять свое мнение, в критической ситуации не пойти вслед за толпой.

В чем сложность выбора?

Даже родители нередко теряются в вопросе выбора, а что уж говорить о подростке.

Как правило, представления подростка о какой-либо профессии довольно расплывчаты. Тому есть две причины:

  1. С помощью профессии подросток моделирует привлекательный для него образ жизни, где профессия выступает всего лишь средством достижения этого образа. Он не понимает, что профессия – это и есть жизнь (ее значительная часть).
  2. В современном мире нельзя приступить к любой квалифицированной работе без предварительной подготовки (обучения). Поэтому чаще всего адекватно оценить будущую профессию, «потрогать ее руками» подросток не может.

Это значит, что без помощи взрослых не обойтись. В обязанности школы входит профессиональное ориентирование, но грамотный родитель не будет полагаться только на школу.

Какие вещи нужно учитывать?

На выбор профессии влияют несколько факторов. Требуется найти их правильное сочетание.

Здоровье

Это кажется очевидным; тем не менее, огромное количество родителей не берут во внимание здоровье своего ребенка при выборе профессии.

Вот некоторые жуткие цифры:

  • Сегодня около 80% учеников 9-11 классов имеют ограничения в выборе профессии из-за состояния здоровья.
  • Примерно 2/3 из них страдают хроническими заболеваниями.
  • Еще 1/3 имеют выраженные функциональные нарушения.
  • По разным оценкам, от 12 до 28% учащихся, уже получающих профессию, имеют прямые медицинские противопоказания к ней.

Над этим стоит задуматься.

В случае если у ребенка уже есть какие-то ограничения в связи со здоровьем, нужно исходить из того, чтобы профессия не способствовала развитию или обострению заболевания.

Интересы подростка

Замечательно, когда у ребенка есть устойчивый интерес к чему-либо, ярко выраженные способности.

Однако чаще встречается ситуация, когда хоть как-то выраженные и устойчивые интересы у подростка отсутствуют. В этом случае самоопределение затягивается и откладывается. Родители начинают подгонять подростка, что провоцирует его негативную реакцию, нарочитый отказ от какого-либо действия, уход в различные хобби, увлечение молодежной субкультурой.

В этом случае правильно будет не понукать, а предоставить почву для появления интереса. Подростковый возраст – это именно тот возраст, когда ребенок должен ходить на все мыслимые и немыслимые кружки и секции, пробовать все, до чего есть возможность дотянуться.

Очень часто родители настолько рьяно занимаются ранним развитием и так загружают дошкольника и младшего школьника, что к подростковому возрасту ребенок приходит изрядно утомленным внешкольными занятиями и забрасывает их. Или же родители просто не считают нужным тратить время и деньги на секции и посторонние интересы.

Отправляя ребенка заниматься чем-либо вне школы, следите, чтобы он не бросал занятий до тех пор, пока не пройдет хотя бы один полный цикл, не достигнет пусть промежуточного, но видимого результата (такого, который можно оценить). Танцевальный кружок – первое публичное выступление, кружок моделирования – хотя бы одна полностью сделанная своими руками модель самолета, спортивная секция – первое соревнование.

И еще – интересы могут меняться, в этом нет ничего плохого!

Психофизиологические особенности личности

Темперамент, характер, специфика нервной системы у каждого человека свои. Каждая профессия требует определенного набора качеств личности.

Определить их несложно. Существует масса тестов и методик. Именно такого рода тестирования обычно проводятся в школах. Как правило, они позволяют рекомендовать подростку подходящий тип профессии.

Выделяют три способа классификации профессий.

По предмету труда:

  • Природа,
  • Человек,
  • Техника,
  • Знаковые системы,
  • Художественный образ.

По условиям труда:

  • Бытовой микроклимат,
  • Открытый воздух,
  • Необычность,
  • Экстремальность,
  • Моральная ответственность.

По средствам труда:

  • Ручные,
  • Механические,
  • Автоматические,
  • Функциональные,
  • Теоретические.

Тестирование способно дать понятные ориентиры выбора. Психологи рекомендуют использовать одновременно не менее двух различных тестов и проводить такие тестирования раз в год в течение трех лет.

Нужно учитывать, что многие психофизиологические параметры у подростка еще формируются, и часть из них можно развить или подкорректировать при необходимости.

Социальные факторы

Если к вопросу выбора профессии родители и ребенок не подходят разумно, именно социальные факторы окажут решающее влияние на выбор. Родителям стоит задуматься, что в первую очередь на подростка будет влиять мнение сверстников, затем его собственный жизненный опыт (весьма ограниченный!), потом мнение значимых для него взрослых, и только в последнюю очередь мнение родителей и учителей.

Чтобы из этого набора случайностей получилось что-то хорошее, нужно везение. Стоит ли отдавать такой важный вопрос воле случая?

Бывает, что социальная направленность родителей и подростка разные. Эта ситуация вызывает конфликты в семье.

Например, родители ориентируют подростка на материальную сторону будущей профессии – сколько он сможет зарабатывать, как быстро сможет построить карьеру. А подростком движет желание, прежде всего, приносить пользу людям, овладеть профессией врача или педагога.

Или в семье велико влияние династии, но подросток, вопреки традиции, не желает ее продолжать, и выбирает профессию более престижную или отвечающую его интересам.

Важно помнить, что подросток в поисках профессии стремиться ответить на вопрос: «Как я хочу распорядиться своей жизнью?» (вариант поиска смысла жизни). Родители же, как правило, задают вопрос «Как он будет зарабатывать себе на жизнь?» (вариант беспокойства за будущее ребенка).

Подумайте: хорошее выполнение простой (любимой) работы приносит человеку больше удовлетворения, чем плохое выполнение сложной (престижной, нелюбимой). Возможно, конфликт вовсе не стоит потраченных на него нервов.

Особое внимание обратите на востребованность профессии. Изучите текущую ситуацию и прогнозы специалистов по этому вопросу. Не позволяйте, чтобы престиж профессии оказывал решающее влияние на выбор.

Материальные факторы

Нередко выбор, который предстоит сделать подростку, невелик по причине материальной. Обучение стоит дорого, у семьи нет возможности отправить ребенка учиться в другой город, или же материальное положение семьи таково, что подросток должен начать зарабатывать сразу по достижении совершеннолетия.

Не делайте из этого трагедии. Сформируйте у подростка позитивную установку. Тот, кто раньше начинает жить самостоятельно и зарабатывать, чувствует себя более состоявшимся в жизни, чем тот, кто еще учится в ВУЗе: пока неизвестно, какой из него выйдет специалист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 7 =