сточником развития и удовлетворения детского интереса к познанию нового являются ответы взрослых на детские вопросы.
Для ребенка, еще не умеющего читать, объяснения взрослых — единственный источник знаний. Они помогают разобраться в обилии впечатлений, вносят систему в познание мира, учат ребенка думать, стимулируют дальнейший интерес к событиям и явлениям.
Поэтому недопустимы приблизительные или неправильные ответы, — они вносят в детское сознание путаницу. И абсолютно недопустимо просто отмахиваться от детских вопросов, ссылаясь на утомление и глупость детей. Ребенок обращается к взрослому как к авторитетному для него источнику знаний, которым потом смогут стать книги. Если отбить у ребенка охоту узнавать новое на этом этапе, он может и дальнейшем не полюбить чтение, остаться нелюбознательным.
Важно помнить, что мыслительные процессы ребенка отличаются конкретностью (дети мало способны к абстрагированию) и в то же время образностью. Именно поэтому детские вопросы часто ставят взрослых в тупик. Так, например, спрашивая «Откуда я появился?», ребенок поясняет: «Вот Саша говорит, что он приехал из другого города, а я откуда?». Взрослые же видят в этом вопросе более глубокий смысл. Следует взять за правило: если вопрос смущает или логика вопроса непонятна, нужно расспросить ребенка подробнее о том, что именно он хочет узнать.
Иногда дети просто не могут правильно сформулировать то, о чем они хотят спросить. Очень хорошо будет поговорить с ребенком о предмете его любопытства, выяснить, что натолкнуло его на вопрос.
Дети лучше понимают внешние связи между предметами и явлениями. Поэтому не всегда нужно отвечать на вопросы развернуто, сложно. Иногда стоит ограничиться простым примером, провести аналогию с другим предметом.
И, конечно, необходимо расширять круг впечатлений ребенка, стимулировать интерес к событиям, явлениям природы. Ответ должен заключать в себе возможность дальнейшего исследования предмета. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы ответить сами. В таком случае не следует давать готовый ответ. Нужно пробудить его собственную умственную активность, попросив подумать или понаблюдать самостоятельно.
Итак, выделим три правила при ответе на детские вопросы:
- Не игнорировать, не отмахиваться от вопросов.
- Отвечать кратко, по сути вопроса. Если вопрос непонятен или смущает вас, уточнить у ребенка, почему его заинтересовал этот вопрос.
- Ответ должен содержать возможность для раздумий и самостоятельных выводов, предполагать дальнейшее исследование предмета разговора.
Моей дочери 7 лет. Несколько дней назад она спросила меня: «Что такое честность?»
Я растерялась и не знала, как ответить на этот вопрос. Ограничилась примером из жизни.
Как отвечать ребенку на такие общие, расплывчатые вопросы, подскажите, пожалуйста.
Такие вопросы трудны, особенно если их задает маленький ребенок. Вы правильно сделали, что привели пример из жизни, это объяснение хорошо и доступно детям.
Вообще, если какой-то детский вопрос Вас затрудняет, не бойтесь его уточнить. Важно понять, почему ребенок его задал. Задайте ребенку наводящие вопросы, чтобы это выяснить, например: «Почему ты об этом спрашиваешь?», «Где (от кого) ты услышал про честность?», «Кто поступил нечестно?».
Нравственные установки у детей младшего возраста, особенно у дошкольников, как правило, еще не сформированы до конца. Возможно, ребенок этим вопросом пытается расставить для себя точки над «i».
Поэтому, после примера, хорошо дать и обобщение: «Честность — это правдивость, верность слову, искренность перед собой и другими людьми. Противоположное честности плохое качество — лживость».
Прочитайте с ребенком какую-нибудь книгу, где герои проявляют это качество и побеседуйте о них после чтения (например, Л. Пантелеев «Честное слово», Л. Толстой «Косточка»). Это закрепит сведения, которые Вы сообщили ребенку.