Урок 4 (неделя с 12.05.20 по 16.05.20). П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».
На прошлом уроке вы познакомились с первым действием балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Продолжим изучение балета.
Музыка некоторых номеров первого действия настолько хорошо известна, что ее часто исполняют отдельно, в концертах, используют в кинофильмах, мультфильмах. Эту музыку нужно запомнить. Вот эти номера:
Второе действие балета происходит с царстве сладостей, куда переносит главных героев крестный Клары (Маши) Дроссельмейер. Столица этого царства — город Конфитюренбург. Название города складывается из двух слов: «конфитюр» и «бург» (в переводе с немецкого «город»).
Событий в во втором действии почти не происходит. Перед Машей и Щелкунчиком проносятся в танце разные сладости, цветы и сама фея Драже. Зрители погружаются в волшебный мир танца.
Такое чередование танцев в балете называется дивертисмент.
Посмотрите и послушайте номера из второго действия балета «Щелкунчик».
В дивертисмент входят танцы:
- Испанский танец Шоколад
- Арабский танец Кофе
- Китайский танец Чай
- Русский танец Трепак
- Французский Танец пастушков.
Завершает танцевальный дивертисмент знаменитый Вальс цветов:
Кульминацией (то есть главным, центральным номером) любого балета всегда является Адажио. Обычно Адажио состоит из Па-де-де (танца двоих главных героев балета), сольных выступлений танцовщика и танцовщицы (они называются в балете вариации) и коды-апофеоза.
По первоначальному замыслу Петипа и Чайковского Адажио должны были танцевать не Маша и Щелкунчик, а фея Драже и принц Оршад. Маша еще маленькая девочка, она просто наблюдает за танцем, как бы заглядывая в свое взрослое будущее. В наше время принято, чтобы Адажио танцевали главные герои, при помощи волшебства превратившиеся в юношу и девушку.
Посмотрите и послушайте Адажио балета «Щелкунчик». Отмечайте каждую часть Адажио:
- Па-де-де
- Вариация Щелкунчика
- Танец феи Драже (вариация Маши)
- Апофеоз.
Письменно выполните задания по пройденной теме (для выполнения некоторых заданий обратитесь к материалу учебника по ссылке):
Задание 1. Выпишите в тетрадь знаменитые номера из балета «Щелкунчик», звучавшие в первом и втором действии.
Задание 2. Найдите и запишите значения слов: увертюра, дивертисмент, кода, апофеоз.
Задание 3. Напишите, какой необычный инструмент использовал Чайковский в музыке танца феи Драже.