Задатки, способности, одаренность, талант

РЮный талантедкие родители не считают своего ребенка самым лучшим, самым умным, способным и талантливым. Кто-то начинает рано говорить, кто-то в три года знает буквы и цифры, кто-то замечательно рисует и лепит, и каждое отличие своего ребенка от сверстников – повод горделиво сказать: «Видите, какой он у нас одаренный!».

Между тем настоящая одаренность встречается не так уж часто. Как правило, достижения ребенка, отличающие его от ровесников (особенно это касается малышей) связаны с его индивидуальными психофизиологическими особенностями, а также с количеством времени, которое родители посвящают его развитию.

С другой стороны, недооценить способности и возможную одаренность ребенка – это почти преступление. Ведь одаренный ребенок требует особого внимания. Он не сможет быть счастливым, если его способностям не найдется должного применения. Кроме того, способности могут сами найти себе развитие во вредном для ребенка направлении.

Давайте разберемся, как определить способности ребенка, его одаренность и (возможно!) талант.

Способности – что это такое?

Борис Михайлович Теплов, известный русский психолог, в статье «Способности и одаренность» включает в понятие «способности» три признака:

  1. Психологические особенности человека, отличающие его от других.
  2. Такие особенности личности, с помощью которых возможно успешное выполнение какой-либо деятельности.
  3. А также индивидуальные особенности, которые способствуют быстроте приобретения различных навыков и знаний.

То есть способности, включая в себя определенные навыки и умения, не сводятся к ним. Способности существуют в развитии, в движении. Это развитие осуществляется в процессе деятельности.

Способности – это возможности приобретения знаний и навыков. И обнаруживаются они не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике приобретения этих знаний и умений.

Поэтому для определения способностей нужно учитывать соотношение успеваемости и усилий для ее достижения. Простыми словами, ребенок способный для достижения того же результата затратит намного меньше усилий, чем ребенок неспособный.

Итак, главное – способности можно оценить только в деятельности. Присмотритесь, насколько легко дается ребенку та или иная деятельность. Если при качественном результате он, по-видимому, затрачивает совсем немного усилий, — значит, у него есть способности к этой деятельности.

Врожденные или приобретенные?

В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой – от обучения и воздействия окружающей среды?

Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание – насколько они будут реализованы.

Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одаренность Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения еще не могло быть определяющим. Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л. Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.

Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племен Африки, получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и, наоборот, случаи ранней социальной изоляции («маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.

Исследования природы способностей

Чтобы выяснить соотношение наследственности и среды, проводились интересные исследования. Например, изучали родословные выдающихся представителей искусства и науки.

Было выяснено, что прабабушки Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина Ольга и Евдокия Трубецкие были родными сестрами. В роду Иоганна Себастьяна Баха было около 26 музыкантов с выдающимися музыкальными способностями. Этот род был настолько известен, что всех городских музыкантов в то время называли «бахами».

Однозначные и точные результаты были получены при изучении степени сходства психических процессов и поведения у однояйцовых близнецов. Как известно, у однояйцовых близнецов набор хромосом одинаков. Значит, все различия между ними объясняются воспитанием и влиянием окружающей среды.

Даже в тех случаях, когда однояйцовые близнецы были разлучены сразу после рождения и росли в разных семьях, они оказались намного более похожи друга на друга, чем разнояйцовые близнецы, которые воспитывались вместе.

Роль наследственных факторов подтвердили и данные, полученные при исследовании приемных детей, усыновленных сразу после рождения. Когда они выросли, их умственные способности намного больше соответствовали способностям биологических родителей, а не приемных.

Встречались и пары однояйцовых близнецов, сходство между которыми не было таким разительным, к тому же у всех пар оно резко уменьшалось с возрастом.

Задатки

Итак, большинство исследователей считают, что природные факторы, наследственность создают лишь предпосылки для развития способностей, а их реализация определяется обучением и воспитанием.

Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – это врожденные физиологические особенности мозга, зрительного, слухового и других анализаторов, свойства нервной системы (уравновешенность, сила, подвижность нервных процессов).

Задатки – лишь одно из необходимых условий развития способностей. Сами по себе они не гарантируют это развитие.

Характеристикой задатков является и их многозначность; на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности.

Классификация способностей

Успешность любой деятельности обусловлена не наличием какой-то одной способности, а комплексом способностей.

Различие требований, предъявляемых различными видами деятельности, отражается в классификации способностей. Их принято делить на две группы: общие и специальные. В свою очередь они разделяются на элементарные и сложные, а уже в них выделяют конкретные виды.

Общие элементарные способности

Они присущи всем людям, хотя и выражены у каждого по-разному. Проявление этих способностей соответствует простому действию: сенсорному, мыслительному,          мнемоническому, волевому. В результате упражнений действие может стать навыком.

  • Способность ощущать
  • Способность воспринимать
  • Способность запоминать
  • Способность мыслить
  • Речевая способность
  • Способность воображать
  • Способность переживать

Специальные элементарные способности

Они встречаются уже не у всех людей. Для них требуется качественная выраженность определенных психических процессов. Эти способности можно развить обучением, но в границах, определенных задатками.

  • Глазомер
  • Высокая обонятельная чувствительность
  • Музыкальный слух
  • Словесно-логическая память
  • Критичность мышления

Общие сложные способности

Тоже присущи всем людям, при этом каждая из них — это сложная структура, характеризующая свойства человеческой личности.

  • Способность к труду
  • Способность к общению
  • Способность к игре
  • Способность к учению

Специальные сложные способности

Их принято называть профессиональными способностями, так как они относятся к определенной профессиональной деятельности. Они присущи не всем людям, и степень их выраженности может быть очень разной.

  • Математические
  • Музыкальные
  • Конструктивно-технические
  • Художественные
  • Организаторские

Способности и одаренность

В просторечии слово «одаренность» употребляют как синоним «способности». На самом деле это не так.

Мы выяснили, что способности проявляются и формируются только в деятельности. То есть, если вы хотите выяснить, какими же способностями обладает ребенок, то следует включить его в определенную деятельность.

Эта деятельность должна соответствовать таким условиям:

  1. Вызывать стойкие положительные эмоции.
  2. Вызывать активный, серьезный и глубокий интерес.
  3. Иметь творческую компоненту.
  4. Ставить перед ребенком цели, всегда чуть-чуть превосходящие его возможности.

Наблюдая за ребенком в таких благоприятных условиях, установить наличие и силу способностей к какому-то виду деятельности не сложно.

Одаренность же заявит о себе так ярко и явственно, что ошибиться будет не возможно. Одаренный ребенок:

  1. Проявит крайне высокую степень успешности в выбранной деятельности.
  2. Его мотивация будет очень высокой, он будет сильно вовлечен в деятельность.
  3. Он будет действовать креативно, создавать новое или находить нестандартные способы действий.
  4. Он проявит поразительную интуицию, бессознательную чуткость в решении поставленных перед ним задач.

Все это потому, что одаренность – это не просто комплекс способностей, некоторая их сумма. Это их синтез с новым качеством – качеством, неотделимым от личности ребенка. Можно сказать, что одаренность – это функция личности.

Запомните, что раннее проявление способностей говорит об одаренности ребенка. Повторим, что под «ранним проявлением» следует понимать выражение способностей в деятельности.

Одаренность и талант

И все-таки у способности и одаренности есть общее свойство. Сами по себе они не обеспечивают успех деятельности. Они дают лишь возможность успеха, для которого еще нужно приложить знания, умения и труд.

Талант же – другое дело. Его можно сравнить с «данайским даром». Он определит судьбу ребенка независимо от желаний его и родителей. Чем более талантлив одаренный ребенок, тем более его талант ведет себя как «самостоятельная личность», далеко превосходящая и возраст ребенка, и его готовность следовать своему предназначению. Талант сам заставит ребенка набраться нужных знаний и умений, заставит трудиться и добиваться результата.

Как и одаренность, талант встречается редко. Но, если вы заметили у вашего ребенка признаки того или другого, знайте – вы поступите очень неправильно, если не будете заниматься таким ребенком.

Неизвестно, что бы мы сейчас знали о Моцарте, если ли бы его отец, Леопольд Моцарт, не посвятил своей жизни талантливому ребенку. Родители Николая Цискаридзе и Юлии Липницкой бросили устроенный быт и работу, чтобы перебраться в Москву и дать своим детям возможность учиться у лучших педагогов. Жертва, на которую идут родители талантливых детей, исходит из любви к ребенку и желания ему добра. Ведь талант требует действия, и без этого ребенок не сможет быть счастливым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 4 =