Ребенок и школьный коллектив

ПновыйДети в классеервоклассник идет в школу не только за знаниями. Хочется нам того или нет, но он получит здесь опыт жизни в коллективе. Случается, что этот опыт важнее знаний.

Советская педагогика оставила нам в наследство представление о чрезвычайно сильном влиянии коллектива на развитие личности. Причем это влияние позиционировалось как положительное, а опыт адаптации и жизни в коллективе как необходимый всем детям.

Так ли это?

Есть мнение, что социальный опыт в школьном коллективе, в классе не так уж и необходим детям. Это мнение основано на том, что класс представляет собой искусственно созданный коллектив. В жизни взрослого человека такие коллективы встречаются редко.

На самом деле, отношения между взрослыми на работе, в семье определяются их опытом, возрастом, социальной ролью. Чтобы овладеть социальными ролями, детям нужна семья, а не школьный коллектив. В нормальной семье круг общения ребенка широк. Это друзья и знакомые родителей, их дети, дети на детской площадке, в кружках и секциях, бабушки и дедушки, другие родственники. Для социализации этого достаточно.

Можно возразить, что в классе ребенок быстрее найдет друзей, научится работать в команде, строить отношения с людьми. Он поймет, как преодолевать конфликты, как вести себя с теми, кто ему неприятен.

Это так. Но какой ценой иногда дается этот опыт? Количество негативных воспоминаний о школе огромно. За симпатичными невинными личиками «цветов жизни» нередко скрываются отношения отнюдь не чистые и безоблачные (дружба, взаимовыручка, искренний интерес), а сложные, драматичные, даже нелицеприятные (зависть, ревность, карьеризм).

Проблем может возникнуть множество. К примеру:

  • Желание быть таким как все и невозможность поддержать дресс-код из-за материального положения семьи.
  • Болезненный эгоцентризм подростков, когда каждое критическое замечание товарищей воспринимается как трагедия.
  • Антисоциальное поведение как способ занять место лидера.
  • Особенности темперамента и характера, провоцирующие остракизм.

Даже вполне благополучные, эмоционально устойчивые и активные дети не могут быть полностью защищены от неприязни сверстников. Что же касается друзей, то они приобретаются в школе далеко не всеми.

Добавьте к этому еще один резон. Взрослый человек свободно распоряжается своей жизнью. Он может поменять работу, если отношения в рабочем коллективе его не устраивают. Взрослый в состоянии устроить свою жизнь согласно собственным предпочтениям, свойствам характера. Ребенок этого сделать не может. Как бы плохо ни обстояли его дела в школьном коллективе, деться ему некуда. Перевод в другую школу – редкое явление.

Родителям нужно быть очень внимательными к школьной жизни ребенка. Ведь в случае настоящих, ломающих личность проблем его никто, кроме родителей, не защитит.

Что такое коллектив?

На самом деле советские представления об огромном и положительном влиянии коллектива на развитие личности правильны. Нюанс в том, что для такого влияния коллектив должен сформироваться, а это случается в классе далеко не всегда.

В 1-2 классе школы коллектива еще быть не может. Интересно понаблюдать в этой связи, как младшие школьники жалуются учителю на товарищей. Малыши не руководствуются принципом «ябедничать нехорошо», хотя наверняка знают о нем. Они просто сообщают, что сосед мешает хорошо выполнить задание учителя («А Марина меня толкает»), или стремятся помочь учителю поддержать порядок («Коля не на той странице книгу открыл»).

Так происходит потому, что учитель, а не коллектив занимает главное место в шкале ценностей ребенка на этом этапе. Учитель – это лидер, образец для подражания, высший авторитет. Так продолжается до тех пор, пока не возникнет почва для появления общественного мнения.

Хороший учитель начинает готовить эту почву тем, что постепенно делегирует классу оценку тех или иных поступков одноклассников. Школьник начинает понимать, что оценка сверстников не менее важна, чем оценка учителя.

Одновременно с этим педагог учит ребят правилам и нормам общения, поддерживает неактивных, «причесывает» чрезмерно активных, находит в каждом ученике положительные стороны и умело доносит их до класса. Он учит детей работать в группах, часто меняя состав групп.

На определенном этапе перед классом ставится первая общая цель. Она небольшая, характер ее учебный, но это такая цель, которая потребует отдачи от каждого ученика класса. Цель должна содержать в себе требования к высокому качеству работы. Кроме того, она предполагает, что отстающим или недостаточно активным детям одноклассники смогут оказать помощь.

Верно выбранная и достигнутая цель цементирует коллектив. Постепенно цели становятся все более протяженными по времени, сложными по выполнению. Они могут быть и не связаны с учебным процессом напрямую (косвенная взаимосвязь существует всегда, в силу того что школа – заведение учебное). В процессе достижения целей коллектив обрастает традициями, в нем появляется самоуправление в той или иной форме.

Я знаю школу, в которой проводятся турниры игры «Брэйн ринг». В трех возрастных категориях соревнуются сначала команды внутри каждого класса, потом команды параллельных классов, потом сильнейшие команды каждой возрастной категории. Школьники допускаются к участию с 4 класса, но для четвероклашек игра пробная (в основном турнире они не участвуют).

Эта школа – пример грамотно выстроенной системы целей. Учителю остается только правильно работать с классом, с тем, чтобы к 3-4 году учебы сформировался полноценный классный коллектив, глобальной целью которого станет победа в школьном соревновании.

В советской школе подобная система целей создавалась посредством пионерской и комсомольской организации. Старшее поколение вспоминает о них с теплотой, но одновременно и с некоторой долей скептицизма. Действительно, идея была излишне формализована и пропитана идеологией. Но, с другой стороны, испортить можно любую хорошую идею.

Согласитесь, что общешкольная интеллектуальная игра — это редчайший пример. Школы, где учится большинство детей, не такие. Обычно каждому учителю приходится изобретать свой «рецепт» создания коллектива в классе.

Если, конечно, он захочет его изобрести и сможет это сделать.

Выбор цели и создание коллектива – сложная вещь. От учителя требуется исключительное педагогическое мастерство и талант воспитателя. Именно воспитателя, а не учителя. Это разные компетенции. Быть воспитателем – задача гораздо более сложная, чем быть учителем (передавать знания). Для этого требуется не только владеть специальными знаниями, любить детей, иметь некую педагогическую интуицию, но быть поистине подвижником своего дела.

Большинство современных учителей твердые грамотные профессионалы. Вместе с тем нагрузка учителя в нашей школе настолько велика, что у него может банально не хватать времени на продуманную воспитательную работу. Да и общая направленность педагогической работы в школе (дисбаланс между учебными и воспитательными целями) заставляет вести воспитательную работу по остаточному принципу.

Становится ясно, откуда берутся беды наших детей, связанные с их школьной жизнью. Родитель может как-то положиться на школу, только если увидит, что к 3-4 году обучения в классе образовался настоящий коллектив. Понять это несложно, требуется лишь немного понаблюдать за ребенком, расспросить его, познакомиться с классом.

Признаки коллектива

  1. Наличие цели (целей).
  2. Участие всех учеников класса в общей деятельности (помимо уроков).
  3. Взаимопомощь, отношения сотрудничества между одноклассниками.
  4. Элементы самоуправления.

Обо всем этом ребенок с удовольствием расскажет вам сам, потому что в настоящем коллективе человек чувствует себя комфортно, «мажорно», по выражению А. С. Макаренко. Дети гордятся своей принадлежностью к классу, коллектив осознается ими как высокая ценность.

Настоящий коллектив – редкая вещь. А что, если признаков его существования в классе нет? Чем это опасно и что предпринимать в таком случае?

Если не коллектив, то что же?

Природа, как известно, не терпит пустоты. 20-30 детей, собранных в одном месте и ведущих один образ жизни на протяжении длительного времени, стихийно сформируют сообщество, которое условно можно назвать стаей.

В ней есть четкая иерархия.

От 1 до 4 ребят – это вожаки, они верховодят над остальными. Обычно вожаков двое, отдельно для мальчиков и девочек, но встречаются и более редкие случаи главенства одного ребенка либо соперничества большего количества лидеров.

На следующей ступеньке иерархии находятся «приближенные». Это от 8 до 12 человек, постоянно общающихся с вожаками, поддерживающих их. Они гордятся своей принадлежностью к «элите» класса, как они понимают свое положение.

Столько же детей обычно ничем в классе не выделяются, стараются держаться от вожаков и их «свиты» подальше. Они не общаются с «приближенными». Может быть, они и рады были бы такому общению, но «свита» пренебрегает ими. Они держатся особнячком, ни с кем не вступают в открытый конфликт.

Несколько человек в классе стоят на самой низкой ступеньке иерархии. Их либо презирают, либо просто не замечают. Никто не знает, что это за дети, чем они живут, есть ли у них какие-нибудь интересы, таланты. В худшем случае над ними могут издеваться, травить, даже бить. Это «изгои».

Антоним понятию «коллектив» — «индивидуум», к слову «коллективный» противоположное значение звучит как «индивидуальный». В таком классе «каждый сам за себя», борется «за место под солнцем». Слабые, нестандартные выбраковываются. Настоящий «закон джунглей».

Конечно, положение дел может обстоять совсем не так трагично. В младших классах многое зависит от учителя. Его оценки принимаются детьми некритично, как истина (это изменится в 5-6 классе, когда голос учителя станет совещательным). Поэтому, если учитель стремится найти хорошее в каждом ученике, у него нет любимчиков, он относится ко всем детям с добротой, то «классная стая» будет комфортным местом пребывания для ребенка, независимо от его положения в иерархии. Просто у кого-то не будет школьных друзей, и он будет ходить в школу только за знаниями, а не за общением.

В случае если учитель допускает промахи в воспитательной работе, относится к кому-то предвзято, выделяет любимчиков, могут возникнуть разного рода конфликтные ситуации. Конечно, это может произойти и не по вине учителя, ведь коллектива в классе нет, а значит, диктовать «условия жизни» будут вожаки. Каков «моральный облик» лидера – такие отношения и сложатся у детей.

Социальный статус ребенка

Какой бы класс и учитель не достались вашему ребенку, необходимо избежать причисления его к низшей группе в социальной иерархии.

Это несложно сделать, если поставить такую цель с самого начала учебы в школе. Чем старше ребенок, тем сложнее изменить его социальный статус в группе.

  • Для учеников 1-2 классов важны учебные успехи товарищей. Чем лучше учится ребенок, тем он авторитетнее. Старайтесь, чтобы ребенок успешно справлялся с учебой.
  • Тон в оценке друг друга в младшей школе задает учитель. Необходимо наладить хороший контакт с учителем, добиться, чтобы учитель воспринимал ребенка положительно, даже если его успехи в учебе невелики. Помогайте учителю, если это требуется.
  • Подчеркивайте особенности ребенка, выгодно отличающие его от одноклассников. Если он занимается музыкой или танцами, сделайте так, чтобы ребенок принял участие в школьном концерте. Юному художнику можно доверить рисовать классную газету. Найдите такую сферу деятельности, в которой достижения ребенка будут оценены учителем и одноклассниками.
  • Помогите ребенку найти друзей. Для этого можно пригласить несколько одноклассников на День Рождения и понаблюдать за общением детей. Обязательно кто-то проявит взаимный интерес, найдутся общие сферы деятельности детей, опираясь на которые можно будет построить дальнейшее общение.
  • Принимайте участие жизни класса. Поддерживайте общественные и развлекательные мероприятия: Дни Рождения, прогулки на природу, походы в театр, кино и т. д.
  • Никогда не ругайте своего ребенка при одноклассниках и друзьях. Не позволяйте этого делать учителю.
  • Если малыш слишком стеснительный, или вы знаете о других особенностях его характера, затрудняющих общение со сверстниками, целенаправленно учите его здороваться с улыбкой, быть приветливым, находить общие темы для разговора, задавать вопросы другим детям.

Драки и конфликты

Повышенный уровень агрессии среди детей сейчас не редкость. Встречаются дети, откровенно испорченные плохим воспитанием. Они могут провоцировать драки, конфликты, травлю и избиения одноклассников. И делать это так, чтобы выходить сухими из воды.

Сам с такими ситуациями школьник младших классов справиться не сможет. Как же ему помочь?

  • Прежде всего, нужно знать о школьной жизни ребенка как можно больше. Искренне интересуйтесь событиями, происходящими в классе.
  • Сопереживайте тому, что рассказывает ребенок и исподволь направляйте его к правильной оценке того или иного события. Интересуйтесь его мнением о поступках друзей. Обсуждайте нравственную сторону книг, фильмов, разных случаев из жизни.
  • Чаще посещайте школу, хотя бы один раз в 2-3 месяца присутствуйте на уроке (особенно это полезно в 3-4 классе). Узнайте, кто в классе лидер, а кто хулиган. Составьте представление о семьях одноклассников.
  • Воспитывайте в ребенке гражданские качества. Учите его отвечать на несправедливость. Учите контролировать себя и принимать решения. Объясните, в каких случаях нельзя выгораживать одноклассника, друга, скрывать их плохие поступки.
  • Бывает, что в конфликте между детьми учитель принимает сторону одного из ребят. Часто это случается, когда стороны конфликта – мальчик и девочка. Мальчик может оказаться виноватым только потому, что он мальчик. Не воспринимайте мнение учителя о конфликте как приговор. Всегда защищайте своего ребенка. Требуйте объективного разбирательства. При этом дома, наедине поговорите с ребенком другим тоном: подчеркните, что, даже если он не виноват, его поведение было недопустимым.
  • Если ситуация критическая (например, ребенка бьют, издеваются над ним, отнимают деньги, вещи и т. п.), и никакие ваши действия, обращения к учителям, директору школы не приводят к ее улучшению, необходимо обратиться в правоохранительные органы. Такие вещи не относятся к шалостям, это настоящие преступления. Требуйте привлечь к ответственности виновных лиц (за несовершеннолетнего по закону отвечают его родители). Если ситуация требует перевода ребенка в другую школу, без колебаний сделайте это.

Плохое влияние

Родители боятся «плохого влияния», которое могут оказать на ребенка дети из неблагополучных семей, дети с антисоциальными наклонностями. Его научат курить, прогуливать уроки, воровать, врать, а может, и еще чему-нибудь похуже.

Основания для опасений действительно есть. Дети 6-7 лет имеют представления о хорошем и плохом, но эти представления еще не приобрели характер нравственного стержня. А воспитание нравственности в этом возрасте заключается и в том, что ребенок не должен накапливать опыта нежелательных поступков.

К тому же дети подвержены влиянию лидеров. Воля у них развита слабо. Поэтому дети и курят «за компанию», стаей нападают на слабого, совершают «шалости» на грани преступления.

  • Уделяйте должное внимание нравственному воспитанию ребенка. Будьте ему примером в этом отношении.
  • Доброжелательно направляйте дружбу и общение ребенка с одноклассниками своего социального уровня и развития. Особенно это важно во 2-4 классах школы, потому что в этом возрасте дружеские отношения складываются на все время обучения ребенка в школе.
  • Старайтесь как можно больше узнать о друзьях ребенка, об их интересах и наклонностях, об образе жизни их родителей. По возможности познакомьтесь с родителями друзей. Контролируйте появление новых друзей.
  • Изредка провожайте ребенка в школу, хотя бы раз в неделю встречайте его из школы. Чаще посещайте школу, в том числе и внезапно.
  • То же самое относится к дополнительным занятиям, кружкам, секциям. Посещайте иногда тренировки внезапно, ходите на соревнования, наблюдайте со стороны за тренировкой, за поведением тренера. Убедитесь, что ребенок в надежных руках и с правильной группой детей.
  • Контроль должен быть таким, что каждые полчаса вы знаете точно, где находится и чем занимается ребенок. При этом контроль не должен быть навязчивым.
  • Проводите свободное время, выходные, отпуск с семьей. Ребенку должно хватать общения с родителями.
  • Избегайте ругани и наказаний. Проводите воспитательные беседы, при этом осуждайте плохое поведение ребенка, но не его самого (по принципу – ты хороший, а вот то, что ты сделал, плохо, почему так?) Объясняйте, к чему могут привести плохие поступки. Если требуется, строго запрещайте нежелательные поступки и нежелательную дружбу.
  • При этом говорите ребенку, что все ваши действия совершаются для его блага. Не бойтесь прямо сказать ему, что он – объект вашего воспитания, должен подчиняться родителям и не может делать всего, что захочет.

Мы поговорили о действиях родителей, необходимых для адаптации ребенка в классе, предотвращения конфликтов между детьми в младшей школе. В средней школе некоторые из методов работать не будут; дети вырастут, окрепнут, изменится их отношение к учителю и одноклассникам. Это тема для отдельного разговора.

Всегда помните и говорите окружающим: ваш ребенок – самый лучший и любимый. Пусть и малыш знает об этом. Повторяйте ему: все ваши усилия направлены на то, чтобы он вырос добрым человеком, хорошим гражданином и не совершил поступков, о которых придется жалеть всю жизнь. Не надейтесь на школу – за воспитание детей ответственны родители, поэтому ситуацию нужно держать в своих руках.

комментарии

  1. Отличная статья, сегодня беру за основу для родительского собрания. Спасибо большое!

  2. Я как-будто списана с Вашей статьи. Всё именно так и делала. Ребёнок-отличник, участие в конкурсах, популярный. Однако мне сказали, что я чрезмерно опекаю. Так что каждому своё. Всем удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 + 20 =