Компьютерная зависимость и навыки социального общения

ОРабота за компьютеромпасность чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в интернете общеизвестна. Компьютерная зависимость ведет к проблемам со здоровьем, связанным с неправильным питанием, перенапряжением глаз и недостаточной двигательной активностью. Это и страшная психологическая зависимость, сходная с наркотической.

На фоне этих крупных неприятностей забывают о, казалось бы, не таком значительном факторе, сопровождающем это заболевание. А именно – о частичном или полном отсутствии нормального социального общения.

Именно этот фактор одновременно является и основной причиной возникновения компьютерной зависимости. При дальнейшем развитии эта зависимость способна полностью лишить подростка социального общения. Крайним итогом может стать психическое заболевание.

Типичные предпосылки развития компьютерной зависимости в подростковом возрасте:

Подростки склонны к фантазии; жесткие законы взрослой жизни вызывают внутренний протест, который часто выражается в уходе от реальности. Стараясь вписаться в стандарты, подросток легко может выдать желаемое за действительное и сам поверить этому.

Не каждый подросток легко находит общий язык со сверстниками, получает их одобрение. К этому могут добавиться непростые отношения с противоположным полом.

Если при этих исходных условиях и родители не уделяют должного внимания подростку, между ним и родителями нет доверительных, добрых отношений, то почва для компьютерной зависимости готова.

Он найдет здесь все, чего ему так не хватает в реальном мире:

  • В социальных сетях хорошие, интересные, понимающие тебя друзья.
  • В играх ты герой; проигрыш не считается, так как можно начать с начала и улучшить результат.
  • Запретные темы здесь доступнее, чем в жизни.
  • В интернете можно найти любую информацию, не нужно тратить усилий для ее приобретения.
  • Начать все заново можно сколько угодно раз; можно избежать ответственности за свои поступки.
  • И что самое важное – для того чтобы подружиться и получить признание, не надо тратить таких значительных усилий и времени, как в жизни.

В итоге подросток проходит путь:

Недостаток навыков социального общения – компьютерная зависимость – полная потеря и тех навыков, которые когда-то были.

Компьютерная зависимость препятствует развитию важнейшей способности, необходимой нормальному человеку — способности строить модель психики другого человека. Если человек не способен посмотреть на мир глазами другого, то он не способен к эмпатии, к сопереживанию, к коммуникации в целом, и даже к обучению. Он не способен любить.

Ведь для того, чтобы «общаться» с компьютером, не нужно учитывать его точку зрения. И человек «теряет» способность к эмпатии, как ненужный атавизм.

Социализация – первый шаг в профилактике и лечении компьютерной зависимости.

Эмпатическая способность все-таки присуща человеку по природе, так же как способность слышать и различать цвета. Поэтому оттолкнуться от нее будет правильным шагом как в профилактике компьютерной зависимости, так и в случае, если ребенок уже излишне увлечен виртуальным миром.

Оцените, насколько высок уровень эмоциональной отзывчивости вашего ребенка. Определите, на какой стадии компьютерной зависимости находится подросток в данный момент. В зависимости от результата продумайте, как начать менять образ жизни ребенка. Делайте это постепенно, доброжелательно и с любовью.

Проводите больше времени с подростком.

Вечером или в выходные дни предложите поиграть с ним в настольную игру, другие игры, в которые можно играть всей семьей.

Установите традицию семейного чтения.

Определите домашние обязанности, которые подросток будет выполнять сначала вместе с взрослыми членами семьи, затем самостоятельно.

Посещайте с ребенком музеи, театры, развлекательные мероприятия, ходите на каток, на пляж, предпримите совместный турпоход, экскурсионную поездку.

Начните совместные занятия спортом, найдите как можно больше дел, которые можно делать вместе с ребенком.

Налаживайте доверительные отношения.

Общайтесь с подростком, старайтесь быть в курсе его повседневных дел и проблем.

Рассказывайте подростку о своих чувствах, мыслях по поводу разных жизненных ситуаций. Делитесь с ним своими проблемами (в меру). Выражайте свою оценку окружающего мира, других людей, их поступков. Объясняйте свою точку зрения.

Спрашивайте мнение подростка по удобным для этого поводам. Просите его обосновать свое мнение.

Просите ребенка рассказать о его чувствах.

Помогите подростку сформировать круг общения.

Поощряйте приход одноклассников и друзей в гости, предложите подросткам способы проведения досуга.

Пригласите на День Рождения ребенка большую кампанию.

Совместно с классным руководителем в школе придумайте внеклассные занятия, в которых может участвовать весь класс.

Научите подростка правилам общения, приемам знакомства.

Научите способам снятия стресса, приемам облегчения эмоционального напряжения.

Научите его выражать свое мнение и отстаивать его.

Навыки социального общения, выработанные сначала в кругу семьи, подросток будет использовать и в коллективе сверстников. Так его внимание постепенно переключится на реальную жизнь.

Дополнительные приемы позволят окончательно скорректировать поведение подростка за компьютером:

  • Подберите кружок, спортивную секцию, другое занятие вне семьи и школы, которое понравится ребенку и будет занимать его свободное время.
  • Узнайте, где ребенок проводит свободное время, когда находится не дома и не в школе.
  • Определите время, которое может потратить подросток за компьютерными развлечениями, и контролируйте его.
  • Переведите его компьютерные увлечения в полезную плоскость: образовательные программы, программирование, творчество.
  • Сами подавайте положительный пример.

Следует помнить, что бывают случаи, когда зависимость от компьютера почти неизлечима. Они встречаются очень редко, и требуют вмешательства психолога.

Чаще всего простые усилия родителей в социальной адаптации подростка способны принести хорошие плоды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × два =