Воспитание и труд

Маленький труженикДновети дошкольного возраста могут, подражая взрослым, выполнять работу по дому. Особенно охотно они берутся за дело, выполнение которого сопряжено с игрой. Это естественно, поскольку чувства, которые процесс труда вызывает у детей, не могут обеспечить устойчивого внимания к работе.

Задача родителей – перевести эти несовершенные, ситуативные чувства в плоскость привычки. Когда родители правильно организуют и щедро поощряют трудовую деятельность, у детей формируется стойкое понимание необходимости дела. Постепенно ребенок начинает радоваться не только процессу, но и результату труда. Например, стремление мыть с мамой посуду (я как взрослый, делаю взрослое дело) постепенно перерастет в стремление добиться завершенности дела (вся посуда чистая, и я сам ее вымыл).

Родители должны ставить перед детьми такую цель, которая будет максимально понятна, измерима ребенком. Нельзя ставить абстрактные цели. Правильно поставленную цель можно осуществить в ходе выполнения задания. Например, папа с сыном мастерит кормушку для птиц. Полезность кормушки очевидна, поэтому интерес к труду будет высоким.

Давая поручения, взрослым необходимо учитывать возрастные особенности детей. Старшие дошкольники более подвижны, любознательны, стремятся почувствовать себя самостоятельными. В этом возрасте ребенок способен к разнообразным видам труда. Работа может быть и непродолжительной, но она должна достигать цели, и ее результаты должны быть наглядными и ощутимыми. Дети младшего дошкольного возраста, как правило, неспособны к систематическому и продолжительному трудовому усилию, поэтому много требовать от них не следует, да и оценивать их труд надо только с положительной стороны.

Родителям нужно знать, что особенности нервной деятельности, в частности, темперамент детей может быть разным. Это необходимо учитывать, давая ребенку задание, и оценивая его выполнение. Так, недооценка результата работы ребенка с холерическим темпераментом может вызвать у него вспышку эмоций, которая, впрочем, быстро проходит. К недооценке своей работы ребенок-флегматик отнесется внешне спокойно, хотя, конечно, будет переживать, однако отношение к работе от этого у него не изменится. У сангвиника недооценка деятельности вызовет ярко выраженное, но сдержанное недовольство, и дело такой ребенок будет продолжать дальше. Дети со склонностью к меланхолии воспримут недооценку своего труда с обидой, она может лишить их равновесия в поведении, ухудшить настроение.

Все дети разные, приобщайте детей к труду, поддерживайте их инициативу. При этом значимы все виды труда, причем эффективным средством воспитания труд будет только в том случае, если дети выполняют задания систематически.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + шесть =