Старшие и младшие дети

МновыйСчастливая семьяногим знакомы братья и сестры, которые редко общаются друг с другом даже когда становятся взрослыми, а в детском возрасте ругаются, дерутся и чуть ли не ненавидят друг друга.

Наладить отношения старших и младших детей в семье на самом деле непросто. На взаимоотношения детей влияют как материнская установка, так и общая семейная ситуация. Но основным фактором, определяющим отношения старших и младших детей, является качество привязанности ребенка к матери.

Психологи выделяют привязанность надежную и ненадежную (у которой есть еще свои разновидности). Надежная привязанность – это единственно верный вариант отношений ребенка и матери.

Признаки надежной привязанности:

  • Мать лучше всех может успокоить и утешить ребенка.
  • Ребенок обращается за поддержкой и утешением к матери чаще, чем к другим взрослым.
  • В присутствии матери ребенок реже испытывает страх.
  • Ребенок обращается к матери за оценкой своих действий и оценкой окружающей среды.

Следует отметить, что объектом привязанности может быть не только мать, но и другие взрослые: отец, бабушка, дедушка и т. д. Тем не менее, в абсолютном большинстве случаев именно отношения с матерью закладывают основу поведения ребенка.

Развитию надежной привязанности способствуют мягкость, нежность, теплота родителей в отношении к ребенку, эмоциональная поддержка с их стороны. Ребенка нужно постоянно подбадривать, хвалить; задания и указания, корректирующие поведение ребенка, произносить мягко и с теплотой.

Поведение матери всецело определяет не только тип привязанности ребенка, но и характер детских отношений, выраженность проявлений ревности. Смысл ревности, конкурентных отношений детей заключается в привлечении внимания близкого взрослого человека.

Если у старшего ребенка есть надежная привязанность к матери, он не чувствует себя обделенным любовью и вниманием, появление младшего должно пройти достаточно спокойно.

Все же есть моменты, которые нужно учесть даже при такой благоприятной ситуации.

Подготовка к появлению брата/сестры

1. Следует подготовить место, где будут спать дети, заранее. Если старший ребенок до появления младшего спал в одной комнате с родителями, не следует его отселять в другую комнату непосредственно перед появлением младшего. Нужно разместить детей в одну комнату, или в разные, но на одинаковом удалении от родителей.

2. Хорошо будет заранее приготовить старшего ребенка к тому, что мама будет с ним заниматься реже. Для этого можно:

  • Организовать богатую внесемейную деятельность для старшего: детский сад, кружки, секции, прогулки.
  • Сделать эмоциональную привязанность к папе более сильной.
  • Научить папу делать со старшим ребенком все, что делает мама.
  • Проводить больше времени с папой, бабушками и дедушками.

3. Можно ввести старшего в роль помощника. Для детей, прошедших кризис трех лет, за счастье помочь взрослым, сделать какое-то дело «как мама/папа». В роли помощника старший будет чувствовать себя нужным, даже когда мама не сможет проводить с ним много времени.

При этом следует помнить, что по-настоящему полагаться на старшего до тех пор, пока ему не исполнилось 7-8 лет, нельзя. Любое дело нужно контролировать. Тем более нельзя перекладывать заботы о младшем на старшего ребенка в приказном порядке (помог – молодец, не помог – ничего страшного).

4. Нужно вовлекать старшего ребенка как в разговоры и приготовления перед появлением младшего, так и в другие общие семейные дела. Тогда малыш будет восприниматься ребенком как новый член семейной команды. Только не следует обещать ему товарища по играм, чтобы он не испытал разочарования в будущем.

Как смягчить проявления ревности

Нужно учитывать, что даже очень умненький старший ребенок не может понять, как тяжело маме управляться с несколькими детьми.

Поэтому даже самые отвратительные проявления ревности не должны вызывать резко негативной реакции матери. Такая реакция неизбежно предполагает, что мать встает на сторону младшего ребенка. Этим она только обостряет конфликт. Для старшего становится очевидным, что его не любят.

1. При ссоре между детьми по поводу отношений не делите их на правого и виноватого. Достаться должно обоим детям, без скидок на возраст – только за то, что не смогли решить проблему мирно.

2. Не сравнивайте детей между собой.

3. Как правило, дети делают что-либо с добрыми намерениями. Прежде, чем одергивать старшего (делающего что-то грубо по отношению к младшему), выясните его намерения (если его действия не наносят очевидный вред). Если намерение было добрым, покажите, как сделать то же самое правильно. Поощряйте добрые намерения.

4. Вовлекайте детей в совместные дела, используя любой удобный повод. Сотрудничество укрепляет отношения между детьми.

5. Старайтесь распределять подарки, внимание, время равномерно между детьми. Если это невозможно, поговорите об этом с ребенком, которому досталось меньше, при этом подчеркнув, как его любят.

6. По возможности постарайтесь предоставить каждому ребенку личное пространство и личные вещи.

По наблюдениям многих мам, с двумя детьми становится намного легче справиться к возрасту, когда младший достигнет 2,5-3 лет. Терпеливо посеянные раньше семена сотрудничества и любви дадут дружные всходы: дети начнут с охотой играть друг с другом, найдут общие интересы. Чувство ревности станет менее острым, и конфликтность во взаимоотношении детей сменится на сотрудничество и взаимоподдержку. Так возникнет чувство привязанности между детьми, которое они пронесут через всю жизнь.

P. S. Посмотрите замечательный детский фильм, затрагивающий проблему детской ревности «Что у Сеньки было».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + девять =