Любовь к чтению: от рождения до школы

Девочка, которая любит читатьИновыйнформация, которую получают дети каждый день, разнообразна, но ничто не может заменить книгу.

На самом деле, важность книги для ребенка состоит вовсе не в передаче информации (хотя и эта функция книги еще не совсем устарела). Намного важнее другое.

Вспомните, что вы сами чувствовали, когда родители откладывали свои взрослые заботы, садились рядом, читали что-то интересное. И можно было разговаривать с мамой не на тему чистых рук или разбросанных игрушек, а задавать посторонние вопросы, делиться впечатлениями. И чувствуется, что маме интересно твое мнение, вам тепло и хорошо вместе.

Такое общение очень важно для ребенка, именно оно делает привязанность к матери надежной, наполняет ребенка сознанием того, что его любят. Поэтому ритуал чтения перед сном так популярен: положительные эмоции легко успокаивают ребенка.

А еще чтение книг помогает:

  • Развивать образное мышление, память и фантазию.
  • Тренировать способность восприятия информации на слух.
  • Развивать эмоции: ребенок сопереживает происходящее с героями книги.
  • Формировать вкус: хорошие стихи, высокохудожественная проза, качественные иллюстрации, оформление книги откладываются в памяти ребенка.
  • Развивать речь: ребенок слышит правильную и богатую литературную речь, его словарный запас обогащается.
  • Расширять кругозор: ребенок задает вопросы о том, что ему непонятно, старается узнать больше.
  • Приобщать к культурному наследию: между делом родители могут сообщить ребенку, кто такой Пушкин, когда жил Чуковский и почему Буратино живет у нас, а Пиноккио в Италии.
  • Воспитывать нравственное чувство: добро в книгах побеждает зло, книги дают хорошие жизненные уроки правильного поведения.

Цель дошкольного воспитания – привить любовь к книге. Она, без сомнения, поможет ребенку в школе и во взрослой жизни.

От рождения до 2–х лет

Ребенку первого года жизни можно давать книжки-игрушки. В таких книжках 4-6 страниц, они из мягкого пластика для самых маленьких, с твердыми картонными страницами для детей постарше. Картинки должны быть крупными и яркими, но не пестрыми. Следите и за тем, чтобы картинки были реалистичными: помидор – красным, трава – зеленой. Лучше, если животные будут изображены без одежды.

Так ребенок привыкнет к книге на уровне тактильных и зрительных ощущений.

Самому маленькому ребенку нужно проговаривать стишки и потешки в любой удобный момент: когда вы умываетесь, делаете гимнастику. Очень хороши пальчиковые упражнения со стихами.

Когда ребенок научится сидеть и сидя заниматься с игрушками, откройте книжку вместе с ним, покажите картинку и прочитайте короткий стишок под ней. Читайте выразительно, меняйте интонацию при чтении в зависимости от персонажа.

С года можно читать короткие сказки («Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят»), но забывать о потешках не надо. Чтобы привлечь внимание ребенка, имитируйте с ним движения сказочных персонажей (как бабка с дедом тянут репку, как мышка махнула хвостиком).

Постепенно нужно вводить разглядывание сюжетных картинок. Они должны быть простыми и подобранными по темам (животные, транспорт, фрукты). Рассматривая такие картинки, называйте предмет, рассказывайте, какой он, что он делает, придумывайте сюжет.

Хороши книжки с окошками, разными движущимися элементами. Они делают чтение занимательным.

2-3 года

Для детей третьего года жизни используют народные сказки, песенки, стихи русских поэтов.

К 3 годам у ребенка должна развиться способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения.

Чтобы помочь развитию этой способности, следует чаще рассказывать, чем читать, с несколькими повторениями. При повторении сказок и стихов нужно обращать внимание на правильное эмоциональное восприятие текста, направлять его.

Народные сказки тоже лучше рассказывать, а не читать.

В этом возрасте формируются начальные нравственные понятия. Ребенку нужны строгие рамки в категориях «плохого» и «хорошего». После прочтения сказки оценивайте, какой герой поступает правильно или неправильно, объясняйте почему.

Детям 2-3 лет необходимо читать стихи малых фольклорных жанров, чтобы дети вслушивались в звучание стихотворной речи, улавливали ее ритм. При этом ребенок непроизвольно воспринимает богатство и разнообразие словесных форм. Непонятные слова нужно объяснять.

Хорошо будет побуждать ребенка к самостоятельному рассматриванию иллюстраций в книгах, рассказыванию коротких сказок и стихов по этим иллюстрациям. При неоднократных повторениях ребенок отлично запоминает их, или может сочинить сказку сам.

4 года

С 4-х лет необходимо развивать интерес и любовь к художественной литературе. Ребенок способен легко воспринимать более 12 стихотворных строк, длинные сказки и рассказы со сложным сюжетом.

Выбирайте интересные в языковом отношении отрывки из сказок Пушкина, стихов русских поэтов и учите их наизусть. Требуйте от ребенка выразительного чтения наизусть.

Теперь просите ребенка самого отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать их качества. Если ребенок затрудняется и ответом, помогите ему.

Именно сейчас можно превратить чтение в приятный ритуал перед сном. Бывает, что ребенок засыпает на середине рассказа. На следующий день тот же рассказ читайте с начала, а не с места остановки.

Необходимость в многократных повторах одного материала постепенно уменьшается. Однако если ребенок просит читать много раз одну и ту же книжку, не отказывайте ему.

5 лет

Возраст пяти лет очень благоприятен для развития у ребенка языкового чувства. При чтении нужно выделать яркие слова и фразы, приучать ребенка замечать новые слова, необычные сравнения.

Книги постепенно становятся более сложными, поэтому их начинают читать частями, по главам. Возникает удобный повод возбудить у ребенка желание читать самостоятельно. Останавливайтесь «на самом интересном месте» книги, откладывайте ее из-за каких-нибудь неотложных дел. Только не делайте этого постоянно, и не пренебрегайте чтением перед сном.

В этом возрасте желательно выявить первые читательские вкусы ребенка. Спрашивайте, какая сказка ему нравится больше всех, какой отрывок он хочет, чтобы ему прочитали. Просите прочесть его самое любимое стихотворение.

Запоминание и выразительное чтение отрывков повышает умственную и речевую активность ребенка.

Во время самостоятельной декламации ребенок решает несколько задач: восстанавливает в памяти последовательность событий и текста, произносит слова, не заменяя и не искажая их, старается читать выразительно.

Пока ребенок не запомнит текст хорошо, выразительность чтения может страдать. Поэтому выученные стихи нужно повторять много раз. Подсказывать нужно тихо.

Не следует требовать и громкого чтения. Приучайте ребенка декламировать, не напрягая голоса, с естественными интонациями. Эффективен прием эстафетного чтения – одну строфу мама, другую папа, третью ребенок. Полезно для ребенка читать стихи вместе с ним шепотом. Это совершенствует дикцию и активизирует работу артикуляционного аппарата.

6 лет

В 6 лет ребенок легко может рассказать о самом смешном, самом грустном и самом страшном эпизоде книги. Содержание произведения ребенок воспринимает более осознанно и эмоционально. Он легко запоминает последовательность событий, самостоятельно выделяет художественные средства.

Беседа о прочитанном должна быть содержательной и детальной. Нужно учить ребенка понимать идею произведения, оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

Содержание книг становиться очень разнообразным. Это рассказы о природе, о животных, о поступках людей, обо всем в окружающем мире.

К 7 годам ребенок должен овладеть умением различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение.

Когда ребенок берет новую книгу, пытайтесь вместе с ним определить ее жанр и содержание. При этом ориентируйтесь на иллюстрации, расположение текста на странице.

По-прежнему полезно заучивать наизусть наиболее ценные в художественном отношении отрывки из стихов русских поэтов. Этим создается специальная речевая среда для успешного освоения лексики и синтаксиса.

Многие дети к этому возрасту начинают читать самостоятельно. Ребенок может принимать участие в семейном чтении, можно читать с ним по ролям. Тем не менее, заставлять читать, зацикливаться на развитии техники чтения не стоит. Любовь к чтению не имеет к ней почти никакого отношения. В школе же ребенка ждет достаточно «обязательного чтения».

Вот я уже дорос до лета,

Я прожил дней – не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье – это

Приткнуться к маме и читать!

Михаил Яснов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × два =