И чувства добрые… (о воспитании сочувствия)

АДобрые девочкивы знаете, что 30-40% детей возраста 5-6 лет обладают низким уровнем эмоционального развития?

Цифра на самом деле ужасающая. Понятно, откуда берется такая леденящая душу жестокость подростков. Многие сталкивались и с тем, что дети разного возраста буквально испытывают радость от страданий сверстников или животных. Подобные видео в сети не редкость.

Дефицит доброты в наше время – один из самых страшных. А корнями он уходит именно в дошкольный возраст, когда по разным причинам ребенок сначала не получает достаточно любви и внимания в семье, затем испытывает длительное эмоциональное неблагополучие,          и в итоге теряет естественные нравственные ориентиры.

Психологи называют способность к сочувствию одним из важных качеств психически здорового человека.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

(Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996)

Способность к сочувствию как одно из главных свойств личности в норме подразумевает не только способность поставить себя на место другого человека, понимание и сопереживание чувствам другого человека.

Это обязательно еще и активное действие по отношению к объекту сочувствия, реальная помощь по облегчению страдания другого человека.

Наиболее интенсивно эмоциональная составляющая личности человека развивается в дошкольном возрасте.

Способность человека «считывать» эмоции других людей принято называть эмпатией. Считается, что эмпатией от рождения наделен каждый человек. Как любая способность, эмпатия может остаться неразвитой. Сочувствие, сострадание – это результат развития эмпатической способности.

Определите уровень развития эмоциональной отзывчивости

Учитывая, что эмоциональная восприимчивость каждого ребенка неодинакова, хорошо для начала определить ее исходный уровень.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости

Ребенок:

  • Активно откликается на эмоциональное состояние близкого человека или другого ребенка.
  • Правильно отвечает на вопросы вида: «Можно ли кричать, когда папа или мама спит? Почему?»
  • Спрашивает, нужна ли помощь в какой-либо сложной ситуации, охотно предлагает свою помощь и оказывает эту помощь самостоятельно.

Средний уровень эмоциональной отзывчивости

Ребенок:

  • Радуется успехам сверстника, замечает эмоции других людей, но не пытается утешить или подбодрить в сложной ситуации.
  • Отвечает на вопросы вида: «Можно ли дергать кошку за хвост? Почему?» — в целом правильно, с небольшими ошибками. Характерны ошибки при объяснении обоснования выбора.
  • Дает советы по выходу из сложной ситуации, оказывает помощь после подсказки взрослого.

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости

Ребенок:

  • Равнодушен к неудачам или успехам других детей.
  • Отвечает на вопросы вида: «Если ты разбил чашку, а мама подумала на брата и ругает его, надо ли сказать правду? Почему?» — неверно, руководствуясь в ответе своей выгодой и желаниями.
  • Не интересуется затруднениями родных и сверстников, не оказывает помощь даже после подсказки взрослого.

Как повысить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольника

Маленьким детям изначально свойственна яркая эмоциональная реакция на события, происходящие вокруг. В дошкольный период чувства ребенка: и смех, и радость, и слезы, и сожаление, — особенно искренни.

При этом ребенок естественно стремится к общению. Все это нужно использовать для воспитания чуткости, внимания к ровесникам, младшим детям и взрослым.

Начните с самого ребенка

Некоторые родители придерживаются образа некоего «сурового» воспитания, особенно с мальчиками:

  • Устал? – Ничего, я тоже устала.
  • Ушибся? — Не плачь, мужчины не плачут!
  • Потерял игрушку? – Сам виноват, надо следить за своими вещами.

«Спартанское» воспитание эмоциональной сферы – вещь абсолютно недопустимая!

Родители должны знать, что основа эмоциональной отзывчивости закладывается их собственным отношением к проблемам ребенка. Его неприятности, боль, переживания должны всегда встречать сочувствие и понимание. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда помогут ему в любой трудной ситуации.

Только в этом случае ребенок сможет перенести добрый пример с себя на окружающих.

Маленькие вопросы

Когда эмоциональная сфера ребенка небогата, но отношение родителей к ребенку находится на должном уровне, начинать можно с небольших вопросов:

  • Посмотри, мальчик упал! Наверное, ему больно, вспомни, как тебе было больно, когда ты падал?
  • Посмотри, у девочки отняли куклу! Как ей обидно! Ты ведь обижался, когда у тебя отнимали машинку?
  • Как ты думаешь, папа будет рад нашему подарку на день рождения? Вспомни, как ты радовался подаркам?

Цель таких вопросов – запустить механизм переноса собственных, знакомых эмоций на других людей. Этот маленький шаг к умению понять другого – начало пути доброго отношения к миру и людям.

Рассказ о чувствах

Рассказывайте ребенку, что вы чувствуете по тому или иному поводу. Спрашивайте, что чувствует он. Задавайте вопросы, что, по мнению ребенка, может чувствовать тот или иной человек в разных ситуациях.

После прочтения сказки, стихотворения поговорите о чувствах героев книги, о причинах их поступков, обсудите, какие герои хорошие и добрые, какие плохие и злые и почему.

Обсуждая события в детском саду, на детской площадке, выясняйте мотивы поступков ребенка и других детей, спрашивайте, какие чувства вызывают события у ребенка и других детей.

Если ребенок ведет себя агрессивно или неправильно, не говорите ему, какой он плохой. Сообщите, какие чувства у ВАС вызывают его действия. Объясните, почему.

Воспитание действием

Если ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в эмоциональной сфере окружающих людей, и одновременно с предыдущими рекомендациями, приучайте ребенка к действенному добру.

Сначала используйте прямые указания:
  • Дай Маше совок, ей нечем насыпать песок.
  • Достань сестренке куклу, она еще маленькая и не дотягивается до полки.
  • Помоги бабушке донести сумку, она старенькая, ей тяжело.
Потом косвенные:
  • Посмотри, братик упал, что нужно сделать?
  • Что сделает моя добрая девочка, если у нее много кукол, а у Маши ни одной?
  • Как мы будем себя вести, когда папа спит?
Затем создавайте условия для самостоятельных действий ребенка:
  • Оставляйте ребенка присмотреть за больной бабушкой.
  • Попросите поиграть с младшим братом/сестрой.
  • Найдите престарелого человека, живущего по соседству и мотивируйте ребенка помогать ему.
  • Заведите домашнее животное — питомца, посетите приют для животных, зимой постройте кормушку для птиц.

Постепенно ребенок и на словах, и на практике узнает о том, что добрый человек не обижает товарищей, братьев, сестер. Добрый человек не мучает животных. Добрый человек не смеется над неудачами других детей. Добрый человек приходит на помощь всем, кто попал в нелегкую ситуацию.

Похвала и порицание

Любой, даже самый незначительный, но правильный поступок ребенка должен быть оценен так щедро, чтобы ребенок испытал положительную эмоциональную реакцию по этому поводу. Одобрение взрослых вызывает стремление сделать еще лучше.

Дети не всегда идут по правильному пути, чтобы стать хорошими. Это происходит как от недостатка жизненного опыта, так и от слабой развитости эмоциональной и нравственной сферы. Вовремя сказанное внушительное слово обязательно найдет отклик в душе ребенка. При этом критикуйте сам поступок, а не личность ребенка.

Очень хорошо дать возможность испытать стыд, угрызения совести, сожаления по поводу плохого поступка.

Максим Горький в книге «Сказка жизни» привел такой пример:

Однажды во время прогулки детям нужно было перейти по узкому бревну через небольшой ручеек. В первой паре шли девочки. Они никак не могли решиться пройти по бревну. Марина откровенно призналась: «Я боюсь». Тогда Сережа начал смеяться: «Эх вы, трусишки, испугались. Я бы сразу перешел». В таких случаях важно быстро принять правильное решение. Воспитатель спокойно сказал: «Иди, Сережа, первым». Мальчик осторожно пошел по бревну, дошел до середины, но вдруг испугался, присел на корточки и, обхватив бревно руками, прополз остаток пути. «Вот так смелый!» — засмеялись дети. Сережа покраснел, обиделся, сел в стороне от ребят и долго ни с кем не играл. Потом к нему подошел Алеша: Пойдем играть, ты ведь тоже над всеми смеялся». Помог воспитатель: «Хочешь, пойдем к бревну, и ты научишься смело ходить по этому мостику. Смелость тоже не сразу дается». Сережу глубоко задел этот случай. На следующий день он сказал воспитателю: «Я знаю такую задачу, которую никто из ребят не решит». (Сережа занимался с отцом математикой и очень хорошо решал сложные для его возраста задачи.) Воспитатель спросил: «А если никто не решит, ты опять, как вчера, будешь смеяться над ребятами?» Сережа опустил глаза, потом сказал: «Нет, я расскажу, как решать».

Очень сильное средство воздействия на старших дошкольников — юмор. Действие доброжелательного смеха взрослых на ребенка сильнее (и предпочтительнее), чем грубое замечание или наказание.

Собственный пример

Эта уже набившая оскомину истина не становится менее важной от многочисленных повторений. Сложно требовать от ребенка, чтобы он уступал место в автобусе, если этого не делает его отец.

Ваша любовь и правильное отношение к ребенку, отношения друг к другу внутри семьи, пример отношения родителей к близким и посторонним людям, — это то, с чего начинается воспитание отзывчивости. Без начала не может быть и продолжения.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви, заботливости по отношению к родителям, возникающее как ответное на любовь и заботу родителей к своему ребенку.

Негативная информация

Не перегружайте ребенка негативной информацией. Ни один человек не может вместить в себя все страдания, боль и беды других людей. Переизбыток такой информации может вызвать защитную реакцию психики: отторжение, злость, раздражение.

По этой же причине необходимо отстранить ребенка и об информации о насилии, которой забиты телевидение и кино. О том, что происходит в мире нужно говорить с ребенком, учитывая его возраст и особенности психики.

Не отмахивайтесь от воспитания сочувствия! Думайте о том, как ребенок будет относиться к Вам в старости, до которой осталось не так уж много времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + десять =