Как приучить ребенка к горшку?

Мама приучает малыша к горшкуВновыйзависимости от возраста, ребенок может ходить на горшок сознательно или бессознательно, на уровне рефлексов.

  • Сознательно: ребенок понимает, для чего нужен горшок, умеет контролировать, сдерживать себя, способен сообщить о необходимости прибегнуть к горшку.
  • Бессознательно: при манипуляциях с горшком у ребенка срабатывает условный рефлекс, который привили ему родители многократными повторениями действий.

Эти два способа противоположны друг другу. Способ «от рефлекса к действию», хотя и способен облегчить жизнь родителей, хорош для животных, но не для человека. Правильным будет сознательное приучение к горшку.

Для успеха в этом деле ребенок должен быть психически и физиологически достаточно развит.

Признаки подготовленности нервной системы:

  • Ребенок в состоянии оставаться сухим минимум в течение двух часов.
  • После дневного отдыха ребенок просыпается сухим.
  • У ребенка установился более-менее четкий режим дефекации, она происходит примерно в одно и то же время каждый день.
  • Ребенок испытывает неудобство от испачканных штанишек и выражает желание поменять их.

Следует помнить, что отсутствие одного из этих признаков говорит о недостаточной готовности ребенка и может стать причиной неудачи в приучении ребенка к горшку. Лучше понаблюдать за ребенком, оказать помощь в развитии и укреплении нервной системы, а потом приступать к обучению.

С навыками дело обстоит проще, как правило, при соответствующей психологической зрелости они уже сформированы. Если какой-то навык отсутствует, его можно сформировать непосредственно в процессе обучения. Тогда приучение к горшку может продлиться немного дольше, но оно все-таки будет успешным.

Ребенок:

  • умеет ходить, садиться, нагибаться;
  • способен поднять с пола какой-либо предмет;
  • любым способом может объяснить взрослому, чего он хочет;
  • понимает, что ему говорят;
  • знает название частей тела и понимает, для чего они нужны;
  • может сам снять и надеть штанишки.

Разные дети психологически и физиологически созревают в разное время. Как правило, это происходит не ранее 1,5 и не позднее 4 лет. Если не удается приучить к горшку ребенка старше 4 лет, следует обратиться к врачу.

Родителям важно помнить, что многие действия с горшком, очевидные для взрослого человека, ребенку могут быть непонятны. Нужно много раз терпеливо повторять ребенку одно и то же. Если он хорошо разговаривает, просите ребенка повторить то, что ему рассказали, с целью убедиться, правильно ли ребенок усвоил новые для него понятия.

Последовательность действий

  1. Тщательно подберите горшок. Кроме того, что он должен быть удобным и безопасным, он должен нравиться ребенку. Многие родители замечали, что хорошего результата в приучении ребенка к горшку удавалось достичь, когда покупали новый горшок; они связывают это с тем, что старый горшок не нравился ребенку или был неудобным.
  2. Ребенок не должен воспринимать горшок как игрушку. Не стоит приобретать горшки с музыкальными и световыми эффектами, слишком яркими картинками, способными отвлечь внимание ребенка от предназначения предмета.
  3. Убедитесь, что ребенок понимает, для чего нужен горшок. Покажите это на собственном примере (при этом мама показывает девочке, а папа – мальчику). Иногда ребенок, следуя примеру родителя, выражает стойкое желание использовать «взрослый горшок». Не надо этому препятствовать. Существуют специальные детские сиденья для унитаза. После того, как ребенок научиться пользоваться унитазом, можно будет ввести и горшок.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы горшок всегда был доступен ребенку.
  5. Исключите пользование подгузниками во время бодрствования.
  6. Любое правильное действие ребенка щедро поощряйте. За неудачи ругать нельзя: у ребенка может развиться негативное отношение к горшку, и приучить его будет труднее. В случае неудачи следует выразить сожаление и спросить ребенка, как нужно было поступить правильно.
  7. Предлагайте горшок ребенку после сна и еды, при этом каждый раз озвучивая, зачем это нужно.
  8. Начав приучение ребенка к горшку, будьте последовательны и упорны. Повторяйте одни и те же действия много раз в одной и той же последовательности. Пользование горшком, когда ребенок физиологически к нему готов – это в большой степени вопрос выработки привычки. Бессистемный подход родителей только помешает ребенку приобрести эту привычку.
  9. Для того чтобы сходить на горшок успешно, нужно расслабиться. Даже взрослые часто не могут этого сделать, если они напряжены, охвачены страхом или другим сильным чувством. Чего же требовать от ребенка! Комфорт, уединение, стойкая положительная мотивация, — вот необходимые условия.

Для многих родителей процесс приучения ребенка к горшку сопровождается мучениями и нервотрепкой. Один мой знакомый доктор успокаивал мам следующим образом: «Подумайте и скажите, как много вы знаете взрослых здоровых людей, которые не умеют справляться со своим туалетом? Ни одного! Так успокойтесь и не переживайте, — рано или поздно ваш малыш обязательно научится!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =