После трех уже поздно

Книга "После трех уже поздно" и Масару ИбукаТакое провокационное название дал своей книге японец Масару Ибука. Книга вышла в 1971 году, больше 40 лет назад. Просто удивительно, насколько актуальна она до сих пор.

Масару Ибука был гениальным инженером. Он – один из основателей и руководителей компании Sony. Он занимался конструкторскими разработками магнитофонов, фотокамер, видеомониторов, игровых приставок, ноутбуков.

Его сын страдал аутизмом. Стараясь помочь ему, Масару начал изучать различные методики развития детей. Он познакомился с известным педагогом-скрипачом Синити Судзуки, который учил игре на скрипке очень маленьких детей, иногда даже младше двухлетнего возраста. Пораженный «методом Судзуки», тем, как играют, как воспринимают музыку малыши, Масару понял, что допустил большую ошибку в воспитании сына.

Он решил было, что болезнь необратима, и недостаточно активно занимался с ним, пока тот был маленьким. Позже занятия с сыном принесли результат. Так Масару Ибука увлекся педагогикой, создал Японскую ассоциацию раннего развития, школу «Обучение талантов».

Как человек неординарный, Масару Ибука в области воспитания детей смог сказать новое слово.

Cогласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 – 80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Согласитесь, это смелое заявление. Но автор так не считает. На многочисленных примерах он доказывает, что мозг каждого ребенка при рождении подобен «чистому листу». В зависимости от того, что на этом листе появится до трех лет, ребенок станет смышленым, любознательным и счастливым, либо неуспевающим, инертным и несчастным.

Это не значит, что Ибука отрицает влияние наследственности на успехи ребенка. Задатки важны. Дело заключается в том, что обладатель прекрасных задатков при ненадлежащем воспитании становится посредственностью, тогда как малыш со средними данными, если с ним занимаются правильно, достигает многого.

Это верное наблюдение. Верно и то, что метод раннего развития, по мысли автора, вовсе не направлен на «производство гениев».

Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

В книге 34 небольшие главы, каждая содержит ценные мысли и советы по разным вопросам воспитания. Вот несколько из них:

  • У детей свои «нравственные ориентиры»: для них хорошо то, что интересно, и плохо то, что неинтересно. Чтобы воспитать в малыше правильные представления о хорошем и плохом, нужно постараться связать понятие «хорошо» с похвалой и радостью, а понятие «плохо» — с порицанием и неприятностью.
  • Нет готовых рецептов развития малыша; не ждите готовых формул, не следуйте слепо инструкциям. Будьте чуткими к ребенку, постоянно учитесь и думайте о том, что делаете.
  • Берите ребенка на руки чаще, не игнорируйте его плач, выбирайте поощрение, а не наказание. Дети должны расти в любви.
  • Ребенок может использовать кубики не только для строительства, а книжки не только для чтения. Поощряйте неординарные решения, воображение и фантазию.
  • Раннее музыкальное образование отражается на манере поведения детей и даже на их внешности. Занятия музыкой делают человека красивым.

Некоторые мысли Масару Ибука спорные (ведь он не профессиональный педагог). Например, о том, что учить малыша кататься на роликах можно одновременно с тем, как он учится ходить. Или о том, что шлепнуть ребенка можно, только если он не воспринимает шлепок как обиду (то есть после 2-3 лет шлепать нельзя). В японских семьях середины прошлого века телесные наказания были нормой. Фактически автор выступает против них, ведь до года ребенка наказывать не за что.

Небольшая педагогическая неграмотность полностью искупается тем подходом к личности ребенка, который провозглашает автор. С самого рождения дети поразительно восприимчивы и могут научиться всему, что вы им предложите. Не ограничивайте ребенка, не бойтесь перегрузить его излишне сложным материалом, — он одинаково способен воспринять и детскую песенку, и музыку Баха.

Книга написана просто и увлекательно. К рекомендациям, изложенным в книге, не надо относиться как к методике. Она показывает направление, в котором стоит двигаться любящему родителю: наблюдать за своим ребенком, поддерживать его естественное любопытство к познанию мира, вовремя давать ему разнообразный материал для развития.

Алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + тринадцать =