Шахматы

ЭШахматная партията игра – поистине королева всех настольных игр. Это и развлечение, и искусство, и спорт, и наука. Каждый человек находит в шахматах что-то свое. Тот, кто полюбил эту игру, проносит свое увлечение через всю жизнь.

Шахматы способны сплотить детей и родителей, укрепить их эмоциональную связь. Для семьи это – самое важное.

Что больше всего увлекает современных детей? Конечно же, компьютер. Дети ищут в нем развлечений (играют в игры) и общения (виртуальные друзья в социальных сетях). Шахматы способны удовлетворить эти две потребности ребенка, а значит, отвлечь его от компьютера.

А еще шахматы:

  1. Развивают интеллект: логическое мышление, умение думать, сравнивать, обобщать, анализировать, просчитывать результат, ориентироваться на плоскости.
  2. Развивают внимание (в том числе периферическое – умение видеть мелкие детали целого) и память.
  3. Воспитывают волю, целеустремленность, выдержку и усидчивость.
  4. Вырабатывают самокритичность, способность принимать решения, умение не унывать от неудач и не хвастать победами.
  5. Развивают фантазию и эстетическое чувство (умение оценить красивую комбинацию, удачный ход).

Шахматы настолько хорошо развивают математические способности, что в некоторых странах они включены в обязательный образовательный цикл. Альтернативы шахматам в плане развития логики практически нет.

Поистине, столько причин научить ребенка играть в шахматы, что пройти мимо них невозможно! А когда родители сами не умеют играть, учиться игре вместе с ребенком будет еще увлекательнее.

Вопрос возраста

Если не стремиться сделать из ребенка гроссмейстера, то начать играть никогда не поздно. К примеру, нередко вопрос компьютерной зависимости очень остро встает в подростковом возрасте. Стоит увлечь подростка игрой в шахматы – и с проблемой справиться будет проще.

 Возраст, когда ребенок уже способен понять правила игры и заинтересоваться ей – 3-4 года. До этого, конечно, можно играть фигурками, попутно ненавязчиво объясняя, как называются фигуры, в чем их ценность, как они ходят, как «едят». Но до трех лет полноценной игры, как правило, не получается.

Считается, что возраст 4-5 лет оптимально подходит для начала игры. Большинство великих шахматистов начинали играть в этом возрасте. А вот Михаил Таль и Александр Алехин начали учиться шахматам в 7 лет.

Как научить играть малыша

Для начала малыша нужно заинтересовать игрой. Как это сделать – зависит от ребенка и от фантазии родителей. Девочке можно рассказать романтическую историю про короля, королеву и доблестных рыцарей-защитников. Мальчики любят играть в солдатиков, а ведь шахматное поле – это настоящее поле боя! Стоит показать мальчику, какие воины получаются из разных фигурок, как ими можно управлять, и он сам будет просить родителей поиграть с ним.

Интерес пропадет, если заставлять ребенка играть. Следуйте методу Синити Судзуки, известного японского педагога, учившего игре на скрипке трехлетних детей. Судзуки не подпускал новых учеников к скрипке, а позволял только наблюдать, как играют другие дети. В итоге новичок сам просил дать ему скрипку. Добейтесь того, чтобы малыш сам попросил вас поиграть с ним.

По той же причине не стоит ничего требовать от малыша. Справился – молодец, не справился – ничего страшного, получится в другой раз. Заканчивать занятие лучше до того, как у малыша пропал интерес к игре. Обычно ребенок 3-5 лет не может сосредоточиться на одном деле больше 15-20 минут.

Заинтересуют ребенка и красивые, лакированные фигурки. Специалисты советуют для детской игры использовать доску размером 40*40 см или больше. Мелкие доска и фигурки не подойдут, потому что ориентироваться в них малышу сложно. Доска и фигурки должны быть раскрашены в черный и белый цвета (ребенку сложно объяснить, почему синий и желтый называют белым и черным).

Расскажите о шахматах

Понемногу рассказывайте ребенку о происхождении и истории игры.

Игра была придумана в Индии примерно 1,5 тысячи лет назад. Оттуда она проникла в восточные страны. Постепенно изменяясь,  в 10-11 веке она приобрела современный вид.

Русское название игры почти точно копирует таджикское слово «шахмат», что переводится «властитель повержен».

С шахматами связано много легенд и занимательных историй. Древние шахматные фигуры изображали в миниатюре шаха, его пеших и конных воинов, колесницы, боевых слонов. Одна из легенд рассказывает о том, что шахматы придумала супруга некоего воинственного индийского полководца. Она так устала от бесконечных походов мужа, что предложила ему военную игру, которая оказалась интереснее настоящих сражений. С тех пор полководец сидел дома, а в стране установился прочный мир.

Познакомьте с доской и шахматными фигурами

Сама история игры наталкивает на сравнение шахматной доски с полем боя. Этим нужно воспользоваться при занятиях с ребенком. Каждая фигура играет роль части королевского войска: есть пехота (пешки), на двух флангах расположены конница, осадные башни (ладьи, или туры), боевые слоны (или же офицеры). Есть правитель – король, которого нужно защищать и его главный помощник, приближенный, полководец – ферзь.

При знакомстве малыша с фигурами соблюдайте несколько правил, чтобы ребенок не переутомился и не потерял интерес к шахматам:

  1. Не рассказывайте обо всем сразу; посвятите каждой фигуре отдельное занятие.
  2. Рассказывая о фигурах, сразу показывайте, как они ходят, при этом играйте не в шахматы, а с шахматами. Вместе с тем направляйте ребенка к тому, чтобы он двигал фигуру по доске правильно.
  3. Отдельно объясните, что значит «съесть» фигуру противника (захватить в плен). Поиграйте «на съедение» одними пешками – кто больше «съест», тот и выиграл.
  4. К пешкам постепенно добавляйте другие фигуры, но не все сразу (начните с короля).
  5. Попутно показывайте малышу, как расставить фигуры перед началом битвы, показывайте это ненавязчиво, как бы между делом.
  6. Когда ребенок познакомиться со всеми фигурами, попросите его приготовить войско к битве. Если он ошибется, поправьте, объясните, но не акцентируйте ошибку.
  7. Играйте небольшим количеством фигур, варьируйте их. Сначала играйте только «на съедение», потом поставьте между фигурами короля и объясните, как его надо защищать.

Правила игры

Так постепенно малыш доберется до правил игры. Передвижение фигур и их взятие – это тоже правила. Намного сложнее понятия «шах» и «мат». Нужно постараться, чтобы ребенок уловил суть этих понятий. «Шах» — угроза королю, от которой необходимо защититься, «мат» — проигрыш, смерть короля, такая угроза, от которой защиты нет.

Когда эти понятия освоены, настанет время сыграть первую настоящую игру. Неважно, какой она будет, важно не терять терпение, поправлять ошибки, хвалить за правильные ходы. Настоящая, сыгранная до конца партия поможет ребенку осознать цель игры – не «забрать в плен» как можно больше «войск» противника, а поставить королю мат. Это очень важный момент. Пока приоритет цели ребенком не осознан, дальше двигаться не стоит.

Играя снова и снова, малыш осознает, что не все фигуры равноценны, среди них есть сильные и слабые. Рассказывайте об этом по ходу игры, показывайте разные варианты ходов и поясняйте, чем они отличаются.

С накоплением опыта нужно познакомить малыша с рокировкой, с тем, что такое пат, с другими шахматными терминами, показать типовые комбинации, простейшие ловушки. Можно давать решать простые шахматные задачи.

Продвигаемся дальше

Для того чтобы ребенок улучшал свою игру, ему необходимо играть с соперником, превосходящим его опытностью, умением. Если в семье нет таких игроков, а ребенок показывает явные успехи, лучше отвести его в шахматный кружок.

Иногда такой возможности нет. На помощь придут книги. Их невероятное множество, и по ним можно учиться и взрослым, и детям. В сети тоже можно найти массу информации, в том числе видеоуроки.

Если ребенок уже не маленький, подарите ему шахматные часы. Это придаст игре солидность и дополнительный интерес.

Не забудьте познакомить ребенка с шахматной нотацией.

Полезные советы

Иногда проблемой становится отношение ребенка и родителей к шахматным победам и поражениям. Нельзя хвалить или ругать ребенка за результат игры. Игра нужна не для удовлетворения нашего тщеславия, гордости, чувства превосходства над соперником. Это занятие для общения, для удовольствия, для того, чтобы тренировать мозг. Хвалите за то, что малыш старается, думает, находит выход из трудной ситуации, хвалите за нестандартный ход, решение задачи, использование преимущества, а потом уже за победу.

Ошибки разбирайте спокойно и доброжелательно.

Не стоит специально подыгрывать ребенку (это можно делать лишь в самом начале обучения, не слишком часто). Дать почувствовать вкус победы лучше при помощи форы (нескольких дополнительных фигур). В то же время не вредничайте: если ребенок сделал неверный ход, заметил это и переживает об ошибке, разрешите ему «вернуть ход».

Шахматы весьма полезны гиперактивным детям, они корректируют неусидчивость, дефицит внимания. За игрой дети успокаиваются, сосредоточиваются, хорошо слушают.

Это не значит, что играть нужно молча. Очень хорошо, когда ребенок рассуждает, проговаривает ходы, вслух оценивает ситуацию. Так информация усваивается намного лучше.

Родители спрашивают, хорошо ли, если ребенок играет сам с собой? Такая игра свидетельствует о глубоком увлечении шахматами. Думать в такой игре приходится гораздо больше (если играть честно), ведь ходы противника известны заранее, а вот стимула для игры (соперничества) почти нет.

Со временем шахматы превратятся для ребенка в настоящее хобби, и он начнет сам читать шахматную литературу, придумывать комбинации, разыгрывать знаменитые партии. Он будет искать напарников для игры среди друзей и одноклассников, а это поможет преодолевать проблемы общения, стать популярным в классе.

Шахматы издавна составляют любимую забаву славнейших людей, военных, видящих в сей игре науку войны, и мудрецов, находящих ее достойной ума своего.

Иван Бутримов, «О шахматной игре», 1821 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − восемь =