Игры и упражнения для развития внимания

ШЛабиринты полезны для развития вниманиякольные трудности детей почти всегда вызывают у родителей жалобы на невнимательность, несобранность ребенка. Это справедливо – без хорошо развитого внимания успешная учеба невозможна. Поступая в школу, большинство детей слабо владеют собственным вниманием. Детей легко отвлекает все новое, красочное, необычное, они не могут усилием воли задержать внимание на нужном, но не очень интересном школьном материале.

Положение дел можно поправить, если позаниматься с ребенком. Игры и упражнения для развития внимания не требуют много времени. Достаточно уделить им 5-10 минут в день, только делать это нужно систематически. Тогда результат будет заметен через 2-3 месяца занятий.

У школьников 6-7, а иногда и 8 лет доминирует непроизвольное внимание. Оно тесно связано с эмоциональной составляющей. Поэтому играть и выполнять упражнения нужно с искренним интересом, доброжелательно, удивляясь и восхищаясь успехом ребенка. Взрослые и сами могут получить удовольствие от игр, настолько многие из них занимательны. Ругать и подгонять не следует; если что-то не получается, лучше сменить игру или облегчить ее.

Вместе с тем упражнения нужно подбирать так, чтобы их сложность слегка превосходила текущие возможности ребенка.

Интересная особенность внимания как свойства личности заключается в том, что его нельзя наблюдать отдельно, изолированно от других психических процессов, от деятельности в целом (подробнее о внимании можно прочитать в статье «Проблема внимания у школьников младших классов»). Поэтому каждое упражнение для развития внимания попутно развивает и память, мышление, воображение, восприятие.

Подвижные игры

Следи за флажком

Для игры понадобятся флажки разных цветов. Условия игры: поднимается синий флажок – хлопнуть в ладоши, красный флажок – подпрыгнуть, желтый – присесть и так далее. По мере того, как дети осваиваются в игре, темп ускоряется.

Повторять запрещено

Под музыку ведущий показывает какое-нибудь движение, а остальные повторяют его. Перед началом игры следует договориться, что одно из движений повторять нельзя. Когда ведущий покажет его, нужно отрицательно покачать головой. Кто ошибется, выбывает из игры.

Самый внимательный

«Если хочешь надежно спрятать вещь, положи ее на самое видное место».

На этой поговорке строится игра. Ведущий прячет в комнате заранее условленную небольшую вещь так, чтобы ее было хорошо видно. На это время другие игроки из комнаты выходят. Требуется найти эту вещь.

Ночной сторож

В этой игре двое ведущих – два сторожа. Ведущим завязывают глаза. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии одного шага, берутся за руки. Дети по очереди пробуют проползти между сторожами так, чтобы их не заметили. Когда сторожа почувствуют прикосновение, они должны схватить лазутчиков.

Зеркало

Ведущий показывает разные физические упражнения или меняет выражения лица. Игрок-зеркало должен точно повторить их.

Найди пару

Игра предназначена для группы детей. Для игры нужны два комплекта одинаковых карточек с изображением животных. Каждый ребенок получает одну карточку, потом в зале выключают свет.

Требуется найти свою пару. Человеческим языком разговаривать нельзя, только по-звериному (мяукать, кукарекать, гавкать и так далее). Свет включается через 2 минуты.

Не пропусти хлопок

Эта игра предназначена для группы детей. Дети садятся в круг так, чтобы было удобно положить свои ладони на бедра или колени соседа. По команде первый игрок легонько хлопает по бедру (колену) соседа справа. Тот возвращает хлопок – хлопает первого игрока. Потом второй игрок в свою очередь хлопает соседа справа. Тот тоже возвращает хлопок и хлопает следующего. Темп постепенно ускоряется. Игра заканчивается, когда кто-нибудь собьется.

Летает — не летает

Ведущий называет птиц, животных, разные средства передвижения. Если названный объект летает, дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Ведущий тоже поднимает руки, а иногда специально запутывает детей. Так, назвав пароход или лошадь, поднимает руки. Кто ошибся, выбывает из игры.

Штандер

Это очень популярная у наших бабушек и дедушек дворовая игра с мячом. Считается, что ее название произошло от немецкого выражения «Stand hier!», которое переводится «Стой здесь!».

Водящий встает в центр круга, на расстоянии шага от него по периметру круга стоят игроки. Водящий подбрасывает мяч и одновременно называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен подбежать и поймать мяч. Если это удалось сделать, игрок становится водящим. Игра начинается заново.

Если мяч не пойман и упал на землю, водящий бежит к мячу. Одновременно игроки разбегаются в стороны от водящего. Когда водящий поднимет мяч и вернется в центр круга, он кричит «Штандер!». Игроки замирают на месте. Водящий бросает мяч в любого игрока. Игроки не имеют права двигаться с места, но могут уворачиваться от мяча. Тот, в кого попали, выбывает из игры или становится водящим (по предварительной договоренности).

Вышибалы

А эта игра была очень популярна у наших родителей.

Два водящих игрока располагаются на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Остальные – между ними. Водящие перекидывают друг другу мяч и стараются попасть в одного из игроков («выбить»). Тот, в кого попадут, выбывает из игры или становится водящим (по договоренности).

Игроки могут перебегать от одного водящего к другому, а также попытаться поймать мяч.

Гвалт

Это групповая игра. Нужно выбрать ведущего и удалить его из комнаты. Затем взять пословицу, строку из стихотворения, из песни таким образом, чтобы количество слов было равно количеству остальных участников игры.

Каждому игроку достается по одному слову. Когда ведущий зайдет, дети одновременно начинают повторять свое слово. Задача ведущего – внимательно слушать и догадаться, какую фразу загадали игроки.

Пение

Выбирается популярная детская песня. Если ведущий держит большие пальцы вверх, песня поется вслух, если вниз — про себя. Кто собьется, выбывает из игры.

Начать игру нужно с пения вслух, и оно должно быть достаточно продолжительным.

Царевна Несмеяна

Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, должен замереть и не двигаться после команды «Замри!», с которой начинается игра. Остальные участники стараются рассмешить и расшевелить Несмеяну любыми способами, запрещается только прикасаться к Несмеяне.

Спокойные игры

Замечай и запоминай

Для игры можно использовать 7-10 разных предметов или карточки с изображением предметов. Разложите их на столе и дайте детям посмотреть на них 10-15 секунд. Закройте предметы, и попросите детей перечислить те, которые они успели запомнить.

Снова приоткройте предметы на 10-15 секунд. Закройте и попросите детей рассказать, в каком порядке они были расположены.

После третьего просмотра (тоже 10-15 секунд) попросите описать каждый предмет (его цвет, форму, характерные особенности).

Охотник

Представьте, что вы – индейцы-охотники. Вы притаились в лесу, слушаете, какие животные появятся рядом. Нужно сидеть тихо и постараться услышать все шумы, окружающие вас. А потом обсудить, откуда они могли произойти.

Ведущий может организовать какие-то шумы специально.

Шерлок Холмс

Ведущий (Шерлок Холмс) запоминает внешний вид других игроков. Для этого нужно дать Холмсу 1-2 минуты, во время которых он может внимательно рассмотреть спокойно стоящих перед ним детей. Затем Холмс выходит из комнаты.

Дети делают пять изменения в одежде и позе. Вернувшись, Шерлок Холмс находит эти изменения.

Длинный хвост

Для игры требуются картинки с изображением животных. Нужно разложить их по порядку: от животных с самым коротким хвостом до животных с самым длинным хвостом.

Круги внимания

Удобно расположитесь в комнате, чтобы видеть и слышать всех участников игры. Первый игрок предлагает объект, который все будут описывать. Желательно, чтобы этот объект был крупным, с множеством мелких деталей (например, школа). Второй игрок уточняет предложенный объект (в школе три этажа). Следующий дает новое уточнение (школа из белого кирпича, 18 окон, крыльцо покрашено зеленой краской, на крыльце 4 ступеньки, в школе 2 крыла, с правой стороны спортзал и так далее).

Игра продолжается по кругу до тех пор, пока кто-нибудь из участников не сможет уточнить следующую деталь объекта.

Посадка инопланетного корабля

Реквизит: набор из 10 треугольников, квадратов и кругов разного цвета. Их можно вырезать из цветного картона. Ширма формата А4 или больше.

История: На орбите Земли терпит бедствие космический корабль инопланетян. У них плохо работает связь, поговорить с ними не получается, но до Земли сигналы корабля доходят. Земля может посадить корабль на автопилоте. Для этого оператору на Земле нужно представлять пульт управления инопланетного корабля.

Играют двое – землянин и инопланетянин. У каждого по 5 элементов из набора. Инопланетянин выкладывает из картона пульт корабля. Он делает это за ширмой, чтобы землянин не видел, как выглядит пульт. Потом инопланетянин последовательно описывает свой пульт управления. По его описанию оператор-землянин выкладывает элементы в том же порядке. Землянин не должен ничего говорить (поломка связи). Задача – составить точно такой же набор, символизирующий пульт, как у инопланетянина.

Назови цвет

Разноцветные слова для развития вниманияДля игры потребуется наглядное пособие, вот такое: Задача – назвать цвет, которым написано слово. Для того чтобы игра производила правильный эффект, ребенок должен хорошо читать.

«Да» и «нет» не говорить

Начало этой популярной игры может быть разным. Выбирается ведущий, он обращается к игрокам с преамбулой:

Вариант 1. Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не называйте.

Вариант 2. Бабушка прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, черное и белое не берите, «да» и «нет» не говорите.

Вариант 3. «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не называть, вы поедете на бал?

И продолжает диалог или с одним игроком, или со всеми игроками по очереди. Ведущий задает вопросы, игроки отвечают. Вопросы ведущего построены так, чтобы заставить игроков произнести запрещенные слова. Кто проговориться, выбывает из игры или становится ведущим (по договоренности).

Раскраска

Для игры нужно заранее приготовить картинки, раскрашенные только наполовину. Вторую половину требуется раскрасить точно по образцу первой.

Золушка

Смешайте небольшие горсти трех разных круп и дайте ребенку их разобрать. Чем младше ребенок, тем меньшие по количеству и большие по размеру крупы нужно использовать.

Угадай, что я вижу

Один игрок смотрит на что-нибудь, а другой угадывает, на что именно он смотрит. Потом игроки меняются ролями.

Пуговицы

Реквизит: два одинаковых игровых поля (листы бумаги с нарисованными крупными клеточками) и от 3 до 10 пуговиц (в зависимости от возраста ребенка).

Два игрока садятся друг напротив друга. Первый игрок выкладывает свои пуговицы на игровом поле по разным квадратикам. После того, как второй игрок посмотрел на расположение и запомнил его, поле закрывается листом бумаги. Задача второго игрока — на своем поле повторить расположение пуговиц как можно точнее.

Пальцы

Сидя, положите руки на колени, пальцы рук переплетите, оставив свободными большие пальцы. Медленно вращайте их вокруг друг друга. Постарайтесь сохранить одинаковую скорость. Направление вращения не меняйте.

Колокольчик

Дайте в руку ребенку колокольчик и предложите выполнить любое движение так, чтобы колокольчик не зазвонил. Язычок колокольчика придерживать нельзя.

Бирюльки

Эта старинная игра замечательно развивает концентрацию внимания. Бирюльками могут выступать разные мелкие предметы, наперстки, пуговицы, даже спички. Настоящие бирюльки – это фишки разных форм, в которых обязательно есть отверстия.

Бирюльки кучкой высыпаются на стол. Задача игроков – вытащить одну бирюльку из общей кучи, не сдвинув при этом соседние бирюльки. Для этого в настоящих бирюльках используется специальный крючок. Если же играть спичками, то можно обойтись без него.

Если игрок сдвигает соседние бирюльки, он передает ход следующему игроку. Тот, кто соберет больше бирюлек, выигрывает.

Слепое письмо

На спине ребенка рисуйте разные предметы, пишите буквы, цифры, слова. Задача ребенка — сказать, что вы написали. Поначалу можно написать несколько знаков на руке, чтобы ребенок смог соотнести свои тактильные и зрительные ощущения.

Небылицы

Читается или придумывается рассказ, в котором есть ложные утверждения. Задача: найти небылицы.

Например: «Вышел я вчера из дома, солнышко зеленое ярко светит, травка синяя под ногами так и пружинит. Шарик, наша собака, из будки выглянул и мяукает, со мной здоровается. А пошел я на пруд, грибы ловить. Удочка у меня, червяков с собой позвал, все как положено. Прихожу, уже собрался удочку закинуть, а тут из пруда лошадь как выскочит, как закричит «Бе-е-е» и рога на меня наставила…»

Ухонос

По команде «ухо» требуется дотронуться до собственного носа, по команде «нос» — до уха. Команды меняются хаотически. Темп можно постепенно ускорять.

Ладошки

Два игрока обводят свои ладошки на листочках бумаги. После этого по обе стороны ладошек (но не в них) как попало пишут цифры от 1 до 10 (20, 50, 100, — в зависимости от возраста детей). Затем они меняются листочками и ищут числа в точном порядке. Можно проводить линии между числами. Кто быстрее нашел все числа, тот и выиграл.

Упражнения

Юлий Цезарь

Вместе с упражнением «Корректура» (нахождение и вычеркивание в тексте одной или более букв) включите аудиозапись с интересной детской сказкой. Проверьте текст, а потом спросите, что ребенок понял и услышал из сказки.

Чтение с ритмом

Разучите с ребенком любой, самый простой ритмический рисунок, потом попросите его читать текст и одновременно карандашом выстукивать ритм.

Счет наоборот

Требуется считать от 1 до 20, одновременно записывать на листочке те же цифры в обратном порядке. Говорим 1, пишем 20, говорим 2, пишем 19, и так далее.

Цифры по порядку

Упражнение для развития вниманияЗадана таблица из одинакового количества строк и столбцов. В каждой клеточке написаны цифры от 1 до 50, вразброс, не по порядку. Требуется переписать их в такую же таблицу (чистую), расположив в порядке возрастания.

Немного усложнить задание можно, записав цифры в условии разными цветами.

Копирка

Без ошибок переписать слова вида:

Енажлобы береюре лиддозока миноцапримапавотил ессанессас етальтаррс куфтироладзлоекунм

Тест «Мюнстерберга»

Найти спрятанные слова:

БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬКМ

Вариант этого теста – разделить сплошной текст на слова (в качестве примера хорошо подойдут пословицы и поговорки).

БЕЗТРУДАНЕВЫТАЩИТЬИРЫБКУИЗПРУДА

Шифровка

Закодировать слово при помощи цифр. Каждой букве алфавита присвоить свою цифру, затем записать слово или фразу цифрами. В зависимости от возраста ребенка можно не использовать весь алфавит, а только те буквы, которые встречаются в словах.

Арифметический диктант

Важно, чтобы арифметические действия ребенок производил в уме, а записывал только полученный результат. В зависимости от возраста детей задания усложняются.

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. /ответ 5/

3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. /ответ 4/

4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. /ответ 5/

Хлопки и круги

Предложите ребенку рисовать кружочки. Одновременно с этим хлопайте в ладоши и просите сосчитать хлопки. Задание выполняется 1 минуту.

Вопросы

Это игра-соревнование, в ней должно участвовать как минимум двое детей.

Детям читают небольшой текст. Задача: составить как можно больше вопросов к тексту. Выигрывает тот, чей список вопросов длиннее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 − 14 =